Порты Санкт-Петербурга: Большой порт — большие проблемы?

Большой порт Санкт-Петербург – один из крупнейших портов России. О его нынешнем состоянии, проблемах и перспективах развития рассказали эксперты.

Что мешает стивидорам

Структура железных дорог не развивается должным образом, и обе ключевые станции Большого порта Санкт-Петербург – Автово и Новый порт – перегружены практически круглый год. Из-за этого простаивают грузы и падает оборачиваемость. Деятельность отягощает и тот факт, что основное железнодорожное направление Санкт-Петербург – Москва загружено скоростными поездами. В автомобильном транспорте проблемы аналогичны: дороги не успевают развиваться в соответствии с требуемыми пропускными мощностями, что затрудняет движение по основным магистралям и городу. Об этом на конференции «ТрансЛогистика Санкт-Петербург» рассказал коммерческий директор стивидорной компании «НЕВА-МЕТАЛЛ» Алексей Кудрань. Но, по информации спикера, в РЖД планируют создать отдельный ж/д путь, который будет выделен под сапсаны — это может облегчить ситуацию.

Следующая проблема, с которой сталкиваются стивидоры, – несовершенство документооборота. Дальнейшее развитие порта невозможно без сокращения количества оформляемых документов и без перехода к полноценному электронному документообороту. Алексей Кудрань, как и прочие участники рынка убеждены: обмен по электронной почте скан-копиями документов, или загрузка документа файла в формате pdf на сайт кардинально отличаются от положительного опыта внедрения электронного документооборота в европейских странах.

Свои опасения директор стивидорной компании высказал и по поводу заявления экс-главы Петербурга Георгия Полтавченко о возможном переносе порта за пределы КАД и выделении этой зоны под бизнес девелопмент. По мнению эксперта, логистическое расположение порта очень удобно для города, а европейский опыт демонстрирует «прекрасную синергию» порта в центре города.

Наконец, самой главной и непредсказуемой проблемой могут стать макроэкономические вызовы. Изменения оказывают сильное влияние на развитие порта и экономики города в целом. В качестве примера — история с изменением конъюнктуры рынка для большинства российских металлопроизводителей после введения Евросоюзом заградительных пошлин на холоднокатаный и горячекатаный металлопрокат.

Проблемы экспедиторов

Экспедиторов в Большом порту Санкт-Петербург, во-первых, не устраивает качество услуг, которые предоставляют морские линии. Например, офисы не работают в выходные дни, что провоцирует простой в порту. Во-вторых, не устраивает отсутствие порожнего оборудования для экспорта, а порой то оборудование, которое предоставляется, не соответствует заданным критериям.

У некоторых линий есть и проблемы с электронным документооборотом — он попросту отсутствует, что в целом влияет на эффективность деятельности порта. Исполнительный директор компании «Транс-Бизнес» Игорь Остапчук обратил и внимание на негибкую ценовую политику в отношении долгостойных контейнеров, которые задерживаются в порту не по вине отправителя или получателя, а в результате проверок контролирующих органов. Также к проблемам терминалов он отнёс отсутствие ресурсов для работы при высокой загруженности: во время пиковых нагрузок терминалы не в силах справиться с обработкой потока контейнеров. Также эксперт посоветовал обратить внимание на повышение квалификации докерских бригад.

Дополнительные затраты времени и средств происходят и из-за отсутствия на некоторых терминалах стационарного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). Единственный ИДК находится только на Первом контейнерном терминале, остальные же вынуждены ждать мобильный ИДК, который ездит между терминалами по графику.

Перспективы есть

Тем не менее, эксперты уверены, что у Большого порта Санкт-Петербург есть и перспективы. Алексей Кудрань выделил четыре категории грузов, которые должны сохранить тренд роста и стать драйверами развития порта. Так, с каждым годом поставки контейнерных грузов становятся всё более и более востребованными, поскольку они позволяют обеспечить более мелкопартионные отправки.

Генеральные грузы тоже должны показывать рост в силу того, что большинство металлургических комбинатов проводят инвестиционные программы с целью увеличения производственных мощностей. Рост поставок насыпных грузов планируется, в основном за счёт Уралкалия, которая также имеет значительные инвестиционные программы. Тренд роста наливных грузов, по мнению эксперта, сохраняется за счёт экспорта нефтепродуктов.

В качестве механизма развития порта Игорь Остапчук предложил сформировать канал обратной связи и конструктивного, прямого диалога участников портового сообщества с линиями и терминалами. Это поможет решать как единичные проблемы отдельно взятого экспедитора, так и общие для всех проблемы. Кроме того, считают участники рынка, необходимо освещать экспертные мнения в СМИ и социальных сетях, а также составлять рейтинг линий и терминалов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: