Экология или экономика: как решается вопрос о строительстве Приморского УПК

Вопрос о создании Приморского УПК стоит остро: 18 августа почти 500 человек вышли на митинг против его строительства, а через три дня прошла общественная дискуссия «Приморский порт «за» и «против».

Конкуренция с Прибалтикой

Приморский универсально-перегрузочный комплекс позиционируется как первый глубоководный морской УПК в Балтийском бассейне. Его строительством будет заниматься компания ООО «Приморский УПК», принадлежащая бизнесмену Илье Траберу и его партнёрам Рамису Дебердееву, Владимиру Даниленко, Сергею Пупко и Артёму Бегуну.

УПК будет состоять из пяти терминалов: зернового, контейнерного, угольного, а также терминала минеральных удобрений и генеральных грузов. Дополнительно на территории должны построить складской логистический центр, а общая площадь территории составит более 760 га. Планируемый грузооборот порта – до 70 млн. тонн в год, что более чем на 20% превысит показатели российских портов Балтийского бассейна.

Основные виды грузов, которые будут обрабатываться в порту, – уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и сельхозпродукция. Одна из главных целей создания УПК – переориентация грузов с прибалтийских гаваней на отечественные. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко называл проект комплекса «отличной коммерческой перспективой», выразив надежду, что после его открытия Ленобласть войдёт в тройку крупнейших портовых хабов Европы.

Ряд претензий

Увы, общественность не восприняла идею строительства УПК с таким же воодушевлением. Основная претензия – серьёзный вред экологии. Реакция представителей компании не заставила себя долго ждать. На сайте, посвященном строительству УПК, указано, что, например, погрузо-разгрузочные мероприятия в отношении сыпучих грузов будут производиться по закрытой технологии, что исключит взаимодействие с окружающей средой. Экологи относятся к этому утверждению со скепсисом.

«Я не слышу уже давно о закрытых комплексах по перевалке угля. Если уголь находится в закрытом помещении, то он становится пожароопасным. Поэтому во всём мире такие комплексы частично-закрытого типа. В этом случае уголь всё равно хранится на улице, его ворошат, чтобы он не загорелся», – сообщил «Луне» Артем Трембовлев, руководитель общественной организации «Надежда», которая защищает права человека в Находке.

Население возмутило и вырубка лесов, которая началась ещё до того, как проект прошёл общественные слушания. Изначально власти передали Приморскому УПК для заготовки древесины почти 240 га леса в аренду на 49 лет. По сообщениям активистов, эта территория являлась санитарно-защитной зоной нефтеналивного терминала «Транснефти». В соответствии с проектной документацией теперь там разместят промплощадку.

Участок, на котором планируется построить Приморский УПК, тоже не устраивает людей. Промзоной могут стать Жёлтая бухта, мыс Кюренниеми и берега Высокинского озера – курортные места, привлекающие туристов каждый год.

Грузы на территорию порта планируется доставлять ж/д транспортом, пропускная способность порта – 1740 вагонов в день. Активисты возмущены тем, что мимо домов жителей посёлков Карасевка, Ермилово и Балтийское каждый день будут ходить поезда с углём и другими грузами. Кроме того, это усилит нагрузку на железнодорожные сети Ленобласти и Санкт-Петербурга.

Строительство УПК может поставить под угрозу флору и фауну побережья и акватории Финского залива. В первую очередь, в уязвимом положении находятся заказник «Берёзовые острова» и исчезающий подвид балтийской кольчатой нерпы. Пострадают и растения, в том числе занесённые в Красную книгу. Пресс-секретарь Greenpeace Евгений Усов отмечает, что порт окажет негативное влияние и на местную экономику – освоение побережья способно уничтожить рыбный промысел.

Несостоявшаяся дискуссия

Для конструктивного обсуждения ситуации приняли решение провести общественные дискуссии. Последняя такая встреча прошла 21 августа, но ни к чему не привела. Организаторы отмечают, что проектировщики не получили большей части вопросов, а свою позицию не высказали представители общественных и государственных региональных экологических организаций.

По мнению организаторов встречи, противники порта не заинтересованы в конструктивном диалоге, потому что участие в дискуссии приняли не более полутора десятков активистов-общественников, а их выступления представляли собой «заученный монолог протеста». Тем не менее, петицию о приостановлении строительства на сайте change.org подписали уже более 13 тысяч человек.

Разбитые аргументы

Ранее в РЖД сообщили, что созданные на северном берегу Финского залива за 7,5 млрд руб. условия для перевозки дополнительных 3 млн тонн грузов не оправдали себя – мощности оказались никому не нужны. Власти же видят потенциал в Приморском УПК, считая, что он может стать гаванью для реализации соглашения о развитии контейнерных перевозок между Ленобластью и Камчатским краем.

По мнению Дрозденко, проект позволит конкурировать с перевозчиками через Суэцкий канал. Но и этот аргумент эксперты не воспринимают оптимистично. Глава ИА «Инфраньюс» Алексей Безбородов уверен, что реализация проекта перевозок невозможна, пока на Камчатке не появится инфраструктура для принятия крупных ледоколов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: