Неравная борьба: как жители Ленобласти противостоят портам

Портовые проекты в Ленинградской области до сих пор возмущают местных жителей и экологов, но протесты так и не смогли остановить процесс промышленного освоения территорий. Теперь активисты решили найти компромисс с бизнесом, взяв за основу опыт соседней Финляндии.

Причины недовольства

«Приморский УПК» должен занять территорию в 710 га: здесь планируется построить десять морских причалов для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна, а также логистический центр. Общая мощность составит до 70 млн тонн в год, стоимость варьируется от 77 до 90 млрд руб. (хотя ещё в начале лета его гендиректор Андрей Сизов озвучивал сумму в 200 млрд). Плановый срок ввода комплекса в эксплуатацию – 2022 год. Если, конечно, своего не добьются местные жители.

Терминал по перевалке минеральных удобрений собираются возводить в посёлке Вистино Кингисеппского района. Им занимается ООО «Ультрамар» бизнесмена Андрея Бонч-Бруевича. Площадь комплекса, в который войдёт ж/д инфраструктура, склады, магистральные продуктопроводы и морской порт, составит 200 га. Ожидается, что первые мощности запустят уже в следующем году.

Пыльные перспективы

Жителей Приморска перспектива строительства УПК на берегу Финского залива сильно расстраивает, о чём свидетельствует прошедший 18 августа митинг у здания местного краеведческого музея. Словам инвесторов о закрытом способе перевалке они не верят, но ещё больше возмущаются вырубке лесов: власти передали «Приморскому УПК» почти 240 га леса в аренду на 49 лет, напоминает РБК.

Но территория, как утверждают активисты, была санитарно-защитной зоной нефтеналивного терминала «Транснефти». После вырубки жители посёлка Балтийское остались без естественной защиты от соседнего порта, где грузят танкеры нефтяной компании. Скандал властям удалось потушить обещаниями, что «Приморский УПК» восстановит лес. Правда, позже компания оговорилась, что сделает это лишь на территории, свободной от инфраструктуры порта. Ну, без звёздочек и мелкого шрифта сейчас не обойтись.

Ещё одной проблемой местные жители считают железную дорогу через посёлки Карасевка, Ермилово и Балтийское: по ней ежедневно будут ходить поезда с углём, а нагрузка на сети области и Петербурга усилится. В уязвимое положение УПК поставит флору и фауну побережья. Конструктивно поговорить стороны пытались 21 августа в ходе общественной дискуссии, но встреча провалилась.

Община против

Жителей посёлка Вистино не устаивают перевалка минеральных удобрений, вредных для экологии и здоровья, и масштабы проекта компании «Ультрамар». Особенно активно своё недовольство высказывают представители Ижорской общины «Шойкула»: по их мнению, появление промышленно-логистического парка грозит уничтожением места компактного проживания малочисленного народа ижор.

Противостояние так ни к чему и не привело, но отрицательный результат – тоже результат. Активисты решили пойти на компромисс с бизнесом, заставив его учитывать свои интересы.

Переговорам быть?

За основу решено взять опыт соседней Финляндии: там переговоры привели к переносу грузового терминала порта Хельсинки из центра города на окраину. Правда, ушло на это около десяти лет. Но и ориентироваться финнам было не на что.

Зато у российских общественных активистов появился вполне реальный пример. Сейчас они сформулировали принципы согласования интересов сторон, подчёркивая, что главное здесь – действовать в соответствии с ратифицированными Россией международными соглашениями и присоединиться к некоторым, до сих пор не подписанным.

Так, на основе Плана действий по Балтийскому морю активисты предлагают властям подготовить общие принципы планирования морских и прибрежных районов, а также принять комплекс мер по профилактике подобных конфликтов. Обсуждение этих и ряда других инициатив планируется на Международном стратегическом форуме в конце месяца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: