Нужен ли блокчейн логистике?

Последнее время о блокчейне не говорил только ленивый. На пике интереса многие сферы бизнеса включились в создание платформ, основой для которых стал распределённый реестр. Большинство проектов, правда, так и остались на этапе разработок. Но интерес к технологии со стороны крупных компаний, в том числе логистических, свидетельствует о том, что при правильном подходе из задумки может выйти что-то стоящее.

В 2018 году тема интеграции блокчейна в логистику вышла за пределы тематических конференций — об этом стали говорить сами участники индустрии. Ключевыми событиями здесь стали эксперимент «Газпром нефти» и совместный проект одного из крупнейших контейнерных операторов Maersk и корпорации IBM. Многие представители отрасли увидели в распределённом реестре благо, однако ярые приверженцы бумажек и бюрократии посчитали иначе. Так действительно ли логистика может выиграть, перейдя на блокчейн?

Необходимость или прихоть?

Опрошенные ПРОВЭД-МЕДИА эксперты сходятся во мнении, что от внедрения новой технологии отрасль, скорее, выиграет. Криптоинвестор и журналист Олег Чеботарёв отмечает: переход на смарт-контракты упростит документооборот, а прозрачность и публичность цепи полностью исключит коррупционную составляющую. Не этого ли добиваются участники цепочки и государства? Так за чем же дело встало?

Подобные решения – недешёвое удовольствие, требующее не только солидных вложений, но и компетентных кадров, замечает основатель платформы Biztogo.com Владимир Павловский. Вместе с тем эксперт указывает на существенные преимущества: скорость, безопасность, отсутствие человеческого фактора и повышение качества услуг. Да, за удовольствие нужно платить, но разве появление быстрой, бескоррупционной и прозрачной системы того не стоит?

Но дело не только в деньгах. Проблемой может стать и то, что с переходом на блокчейн многие люди лишатся своих мест — их труд станет ненужным, считает основатель платформы для взаимодействия с криптовалютными активами Apatris Андрей Бекарев. Собеседник полагает, что плюсы распределённого реестра не оценят и участники «серых схем». Учитывая, что иногда в них оказываются задействованы представители власти, нежелание переходить на блокчейн становится объяснимым.

Кроме того, продолжает тему Вячеслав Белобжецкий, эксперт в сфере инновационной логистики, руководитель консалтинговой группы «Логистика. Бизнес. Решения», решение перейти на блокчейн должны принять все участники глобального рынка. Отказ или неготовность отдельных стран к подобным платформам превратит благое начинание в никому не нужное решение.

– Необходимо, чтобы все страны-контрагенты либо использовали технологию, либо отказались от неё. В противном случае одни участники ВЭД окажутся в более выигрышном положении, чем другие. Также большие объёмы информации эффективно перерабатываются только тогда, когда существуют правила без исключений. Если есть исключения, то они сводят на нет всю выгоду от новых подходов, — говорит Белобжецкий.

Тише не всегда дальше

Несмотря на решительные шаги некоторых участников логистического рынка в направлении блокчейна, продвижение идёт медленно. Серьёзной сдерживающей причиной Чеботарёв называет отсутствие нормативных актов, особенно в России: к призывам бизнес-сообщества Госдума прислушивается неохотно и не спешит с принятием законов.

Старший аналитик BestChange.ru Никита Зуборев добавляет, что пробуксовке способствует и отсутствие заинтересованности в упрощении взаимодействия со стороны бенефициаров отрасли.

– Принятие идей, подготовка документации, разработка и переход на новую систему займут годы, вне зависимости от того, будет ли это блокчейн или более традиционная централизованная база данных. Просто во втором случае мы получим ту же коррупционную схему, что и сейчас, но в электронном виде, – считает эксперт.

И действительно, эксперимент на базе петербургского Большого порта не слишком понравился ФТС. В службе цепляются за «Портал Морской порт» и предлагают забыть о непонятном блокчейне. Но так ли нужно судорожно искать привычные решения, когда можно выйти из зоны комфорта и просто разобраться с современным инструментом?

Что может ждать отрасль?

Пока говорить даже о частичном переходе логистической отрасли на новейшие технологии рано: это дорого, не все согласны, нет законодательной базы, есть недовольные. Но существующие наработки дают возможность представить, какой могла бы стать индустрия в идеале.

По мнению Зуборева, это единое сообщество с блокчейном мирового масштаба. Работа открытой и децентрализованной базы данных должна полностью исключать человеческий фактор, а также возможные манипуляции со стороны отдельных участников. Появление такой системы вполне возможно технически, считает эксперт. Однако сопротивление со стороны государства и бенефициаров отрасли, по его словам, может затруднить и замедлить реализацию на долгие годы.

Аналогичной позиции придерживается и генеральный директор ООО «Континент Лоджистик» Станислав Войцеховский. По его мнению, сегодня в логистике остро стоят вопросы внедрения электронного документооборота, прослеживаемости товаров в пути, контроля издержек и сокращения числа посредников в цепочке поставок. Автоматизация и стандартизация логистики с применением технологии блокчейн позволят решить эти вопросы, сделают взаимодействие прозрачным и удобным, но пока отрасль в РФ не готова к блокчейн, уверен эксперт.

Использование единого реестра участников рынка, переход на смарт-контракты, интеграция с датчиками слежения и контроля состояния товара несомненно сделает отрасль эффективнее. Однако внедрение блокчейн и глобальной цифровизации в логистике упирается в законодательные и политические аспекты международного сотрудничества — особенно остро стоит вопрос национальной безопасности и защиты данных от террористов и хакеров. Поэтому ещё пройдёт достаточно времени, пока будут решены подобные вопросы. А пока формируются основы для перехода на новые технологии, бизнес будет всё больше пытаться осознать их и адаптировать свои бизнес-модели. Вложения в блокчейн и новые ИТ достаточно высокие и высокорискованные, поэтому для большинства участников рынка останется только классическое развитие и объединение в профессиональные сообщества для общего пользования ресурсами в целях экономии, — считает Станислав Войцеховский.

От себя заметим, что переход на современные решения в логистике сделают её более привлекательной для новых участников. Быстрые операции и понятная цепочка будет способствовать развитию глобальной торговли, что благоприятно отразится на экономике. Нежелание развиваться или делать это, но в своём закрытом пространстве, вряд ли может привести к прорыву и вывести ВЭД на новый уровень.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: