Решение перевести грузовые вагоны с роликовых на кассетные подшипники может оставить Россию без части парка: операторы собираются уйти в соседние страны, где подобное требование не является обязательным. Эксперты считают угрозу реальной, но в Минтрансе особого страха перед ней не испытывают.

История вопроса

Ранее Комиссия по вагонному хозяйству и безопасности движения СНГ поддержала перевод грузовых вагонов на кассетные подшипники. Зато их владельцы и производители роликовых подшипников оказались на другой стороне баррикад: по их мнению, необходимости в этом нет, как и достаточных мощностей. Стоимость кассетных подшипников выше, да и угроза зависимости от иностранных производителей достаточно большая. По подсчётам собственников, менять подшипники нужно у 90% отечественного парка, что обойдётся в 200-300 млрд руб.

Но в Минтрансе верят, что всё будет хорошо. От лица производителей ведомство обещало полную локализацию кассетных подшипников и своевременное обеспечение всех потребностей отрасли.

Угроза как ответ

Своё недовольство 14 крупнейших операторов, под управлением которых свыше 600 тыс. вагонов, выразили в открытом письме первому вице-премьеру Антону Силуанову и вице-премьерам Максиму Акимову и Дмитрию Козаку. По данным «Коммерсанта», к ним не присоединился самый крупный игрок – ФГК («дочка» РЖД).

«В случае введения решения приказом Минтранса России мы будем вынуждены рассматривать в том числе варианты перерегистрации компаний и подвижного состава в другие страны ЕАЭС, где отсутствуют обязательства по переоборудованию вагонов», – отмечают авторы.

Операторы предупреждают о потери миллиардов рублей налогов, сокращении рабочих мест и повышении социальной напряжённости. Чтобы этого избежать, они просят заставить Минтранс отказаться от принятого решения.

Насколько всё реально?

Уход операторов в Казахстан или Беларусь — реальный сценарий, считает руководитель «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Однако вряд ли перерегистрация затронет весь парк – эксперт говорит лишь о тех вагонах, для которых подходит время замены колёс.

Для РФ подобный исход Бурмистров называет плохим: во-первых, из-за вероятной потери налога на имущество, во-вторых, из-за проблем для отечественной вагоноремонтной отрасли. Принятое без обсуждения с операторами решение говорит об отсутствии действующей схемы взаимодействия регуляторов с бизнесом, заключает эксперт.

Реакция Минтранса

Транспортное ведомство угрозы не испугали. В комментарии «Прайму» представители пресс-службы заявили, что «пересмотр решений не планируется». Сейчас в министерстве заняты созданием комфортных условий для обязательного перехода.