Ставки на вагоны: резкое снижение и прогнозы экспертов

За шесть месяцев 2019 года размер средней ставки предложения на полувагоны на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» уменьшился на 16%. О падении цен на спотовом рынке сообщила сама компания, а тренд подтверждают операторы, замечая, что ставки предоставления вагонов на долгий срок корректируются медленнее.

«Одно окно» для грузоотправителей

«Грузовые перевозки» – совместная разработка РЖД (51% акций) и IT-компании «Интэллекс» (49%), запущенная в марте 2017 года. Сервис работает в режиме «одного окна» и пока позволяет вести только спотовые торги. С 30 июля здесь тестируется возможность торговли перевозочными фьючерсами.

Сейчас на платформе насчитывается свыше 4,2 тыс. пользователей, основной род предоставляемого подвижного состава – полувагоны. Именно на них до апреля этого года спотовые ставки увеличивались, но потом резко снизились, потеряв свыше 16%.

Специфика рынков

Некоторые эксперты «Коммерсанта» уверены: в сокращении ставки на ЭПТ ГП виновата специфика площадки — она имеет сравнительно невысокую долю и ориентируется на спотовые перевозки, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Из-за этого динамика и уровень аренды отличаются от среднего по рынку, а точки начала или завершения тренда могут не совпадать.

Так, например, на крупнейшей из работающих в России площадке RailCommerce индекс суточной ставки предоставления с апреля по июль находился в диапазоне 2052–2065 руб. без НДС (на уровне декабря 2018 года) и показал снижение на 3,8%, до 1975 руб. только в августе. При этом сокращение арендных ставок началось уже в июне, во II-III кварталах появились предложения полувагонов на технический рейс по ставке 1,4–1,5 тыс. руб. в сутки.

Повсеместная тенденция

Тем не менее, крупные операторы отмечают удешевление предоставления вагонов. Тенденцию подтвердили в и Федеральной грузовой компании: в среднем снижение стоимости услуг в июле-августе к первым шести месяцам года составило примерно 11%.

В Первой грузовой компании причиной снижения ставки аренды полувагонов объяснили падением стоимости угля и ростом профицита парка на сети. В случае с долгосрочными контрактами изменения происходят медленнее из-за фиксированных условий. Ситуацию в ПГК считают нормальной, отмечая, что при обратной ситуации спотовый сегмент «тоже реагирует первым».

Прогнозы для рынка полувагонов

По мнению экспертов, сентябрь станет точкой максимального падения ставок на полувагоны. Причины называются разные: и нехватка локомотивов, и последствия наводнения в Иркутской области, и спрос Китая на уголь. Несмотря на то, что в этом году ожидается исторический рекорд по производству грузовагонов, дефицит колёс будет препятствовать выпуску планируемых 72 тыс. единиц транспорта, что тоже отразится на арендной ставке.

В целом, рынок аренды полувагонов проходит переломный этап, после которого, как отмечают эксперты, цены будут определяться грузоотправителями, а не операторами подвижного состава. Нынешняя смена фазы обусловлена снижением цены на уголь. Прогресс может быть достигнут за счёт более эффективного использования парка и развития технологий.

Долгосрочная программа развития РЖД ставит задачи повышения качества грузоперевозок, развития комплексного обслуживания грузоотправителей и инфраструктуры, а также повышения производственной эффективности. Действия, направленные на реализацию этих задач, могут стабилизировать, в частности, ситуацию на рынке аренды полувагонов.

Сегмент цистерн

Несмотря на то, что заявление ЭТП ГП о снижении ставок на полувагоны вызвало волну обсуждений, нестабильная ситуация наблюдается не только с этим видом транспорта. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов подчеркнул, что ставки за полувагоны ещё позволяют инвесторам расплачиваться с компаниями-лизингодателями. Куда хуже дела обстоят в сегменте цистерн: более высокая стоимость парка и специфика его оборота может привести к тому, что текущих ставок будет недостаточно для оплаты лизинговых платежей.

Пока на рынке предоставления подвижного состава для перевозки нефтеналивных грузов происходит временный подъём, вызванный аварией на нефтепроводе «Дружба». Когда ситуация исправится, тенденция к высвобождению подвижного состава и снижению средневзвешенной ставки восстановится. По оценке Института проблем естественных монополий, в ближайшие два года прайс на новые цистерны для нефтепродуктов снизится вслед за прогнозируемым падением цен на полувагоны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: