Настоящая зоодрама развернулась в Уссурийской таможне: досмотр живого краба на одном из складов временного хранения (СВХ) превратился в эпопею со смертельным исходом – жертвой таможенников пали досмотренные крабы.
Карательная СУР
На таможенный пост ДАПП Полтавка поступила партия живого краба, отправляемого по контракту в Китай. В таможенной декларации экспортёр заявил товар – «краб волосатый, четырехугольный, в панцире, весом в 3,5 тонны». Все документы оформили надлежащим образом, включая ветеринарный сертификат. Но, как сообщил ПРОВЭД-МЕДИА экспортёр краба, уже после выпуска декларации, 12 декабря 2019 года, начальник ДАПП Полтавка по распоряжению начальника таможни назначил досмотр в объёме 100% — в рамках всемогущей системы управления рисками (СУР).
Как досмотреть краба на складе, не имеющем специальных условий для подобных манипуляций, таможенники явно представляли плохо, но дабы по вине склада не погиб ценный деликатес, решили направить запрос экспертам.
В ответ на запрос СВХ — Хасанской транспортной компании, Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) сообщил: чтобы товар остался не только целым, но и живым, «рекомендуем осуществлять его взвешивание только один раз в момент перегрузки с краболовных судов в автотранспорт с последующим опломбированием таможенными органами транспортных ёмкостей». Но если досмотра не избежать, то его необходимо проводить в закрытом помещении, оснащённом специальными бассейнами с чистой морской водой.
Сплошной стресс
Эксперты в официальном письме чётко написали: вторичное использование воды из транспортных ёмкостей невозможно, а в цистернах, куда выгружают краба, должны быть аэрация воды и её рециркуляция, а также регулирование температуры. Краб, в отличие от закалённых уссурийских таможенников, – существо, как оказалось, нежное и категорически не терпит стрессов. Если краб находится длительное время на воздухе при температуре выше 15 градусов или ниже минус 2 градусов, то до подачи на стол может не дожить.
По технологии, при выгрузке краба температура окружающей среды должна быть близка или равна температуре среды, в которой содержался деликатес перед отправкой. Интересный факт: к стрессу краба может привести даже прикосновение человека. Если, к примеру, упаковывать краба после транспортировки без перчаток, повышение температуры на его конечностях от рук человека или тёплых предметов ввергнет краба в стресс, от которого он может не оправиться.
Досмотр по-уссурийски
Получив ответ ВНИРО, руководство СВХ отказалось проводить досмотр: «Проведение фактического контроля живого краба на территории СВХ по схеме борт в борт или с выгрузкой в специализированную ёмкость с морской водой, взятой из транспортных средств, невозможно«. Но таможенное руководство стояло на своём, и поручение на проведение досмотра и взвешивание живого краба зимой направили на ООО «Полтавский терминал». Второй СВХ, также для этого не оборудованный, оказался сговорчивым, и фуру с крабом загнали в тёплый ангар целиком – вероятно, в попытках создать равномерную температуру.
Справедливости ради надо сказать, что в тот день плохо было не только крабам: склад с плохой вентиляцией мгновенно загазовала работающая дизельная установка, необходимая для обогащения кислородом воды в чанах с крабами. Очевидцы рассказывают, что таможенники и грузчики выбегали наружу подышать. Крабам, увы, бежать было некуда.
В темноте фуры почти неразличимы ёмкости с морской водой, где притаились ничего не подозревающие крабы. Сначала их пытались выловить сачками, в итоге сачок сломали. Затем в ход пошла величайшая русская смекалка: решили осушить одну ёмкость и взвесить из неё краба. Из бака вёдрами вычерпали воду, перелив в соседние (вспоминаем указания учёных, что воду нельзя использовать дважды).
Но крабы не сдавались без боя – вылезать самостоятельно не планировали. Один из грузчиков СВХ в рыбацких сапогах залез в чан с крабами (вот что значит — нырнуть в работу с головой) и подавал крабов своему коллеге, который складывал их в корзинку для взвешивания. Всего принудительному досмотру подвергли два бака. В результате для досмотра использовали нехитрый инвентарь: пару корзинок, несколько паллет да весы – ни специальных бассейнов, ни чистой морской воды.
Эпилог
Бывалые экспортёры краба говорят, что на их памяти подобных досмотров никогда не проводили. Как сообщают источники в таможенных органах, досмотр они назначали, ожидая, что вес товара не сойдётся с заявленным в декларации, и всё дело, возможно, в желании «сделать под конец года красивый показатель» в отчёте по досмотрам. По иронии, в результате взвешивания вес товара у самих таможенников оказался значительно меньше, чем заявлен в декларации.
— Вся суть мероприятий, которые были осуществлены таможенными органами на СВХ Полтавский Терминал, заранее спланированы нач. т.п. Каниным А.А., нач. таможни Лощининым Н.В. в целях создания неблагоприятных условий для участника ВЭД под предлогом неверно указанного веса живого товара. Мы свою работу по экспорту начали, взяв за основу законность и достоверность в декларировании, начиная с получения квоты на добычу и экспорт живого краба, и терпеть злоупотребления таможни не желаем, — написал в редакцию экспортёр.
Кто виноват и что делать – вопросы риторические. Технологи, заслышав о том, как проводили досмотр, рвали на себе волосы. Живым товар до Китая доехал не весь — 740 крабов из двух ёмкостей, которые подверглись принудительному досмотру и взвешиванию, не выжили. Поставщики понесли огромные убытки — общая стоимость всей партии около 4,8 млн рублей. Вот вам и все условия для участников ВЭД, о которых столь часто трубят с высоких таможенных трибун. И пока китайская сторона готовит претензию поставщику по поводу гибели 30% партии, компания-экспортёр пишет обращение в прокуратуру.
Оставить комментарий
Бедным российским крабам уготована незавидная участь. Лёжа на столе в ресторане наблюдать как их только что отломанные лапы варятся в кастрюле. После доставки в рестораны живые крабы позавидуют мёртвым. А по досмору… Давайте правильно определим ответственного?. Кто у нас там, обязан обеспечить условия для проведения таможенного контроля? Не владелец ли Свх? Почему не создал? А экспортер написал ли письмо об отсутствии условий на этом Свх? Нет? Не было желания ехать долго и далеко к месту, где есть условия? При чем тут таможня? Или поддержим мнение о том, что не фиг таможне экспортных крабов пересчитывать? Мол, у джентельменов принято на слово… Подробнее»
Да, таможня была в курсе об отсутствии условий на свх. Экспортёр неоднократно этом сообщал.
При отсутствии условий для досмотра товара в зтк, декларант предъявляет товар в иной зтк, где есть условия. Это правило. Но, это нужно машину из пункта пропуска куда то гнать, потом обратно. Возможно, далеко. Зачем? Лучше вот так, как сделали. По моему мнению, совершенно не профессиональная работа экспедитора. Совершенно!
Егор, читаю ваши комментарии и уже мне хочется волосы рвать вместе с ихтиологами. Вы простите, но на кой черт мне как экспортеру лишние проблемы? Почему это должно стать моей головной болью и убытками просто из-за чьей-то хотелки? Другой ЗТК, бассейн с компрессором, может свечку за здоровье еще поставить? Ведь по кодексу это не таможня должна, а участник ВЭД САМ ОБЯЗАН. Зачем нужен такой кодекс? Дело не в профессионализме экспедитора, а в законности требований таможни и их доведенной до абсурда необоснованности! Если допустим условия для проведения досмотра были бы только в Калиниграде, — по вашему нужно было бы выбирать маршрут через… Подробнее»
Экспортёр зная, что на складе нет условий для досмотра, все равно гонит груз через Полтавку. Видимо, в расчете на то, что его никто проконтролировать не сможет. Растащили уже все ресурсы. Голословно кричать, что погибло не то 740 крабов .. не то 30 процентов … кто ж проверит?.. все равно краб пойдёт на стол в приготовленном виде. Можно было б кричать и о 100 процентах отмора. Тот, кто за законность при декларировании, готов и продемонстрировать это … а не истерить
Гнали через полтавку, потому что а) это обычный логистический маршрут и б) никто не предполагал, что организуют досмотр. Зачем? Вы, например, можете предположить, какая цель взвешивания могла быть? И потом — разве участник ВЭД должен отвечать за невозможность проведения госконтроля с соблюдением всех необходимых для сохранности груза требований? Разве это не задача госоргана — обеспечить свой же собственный контроль?
А) это необычный логистический маршрут хотя бы потому, что если б это был обычный логистический маршрут, контроль был бы налажен. Б) экспортный товар под контролем с момента регистрации декларации до вывоза. Досмотр может быть проведён в любой момент. Это в кодексе прописано. Как это не ожидали? Не ожидали, но про планы начальника Таможни и поста им известно … Определитесь уже. Соблюдение требований? Каких? Нет требований подобных.
Хах, смотрю тут товарищи знающие законодательство собрались. Да, таможня право имеет, только не нужно тут рассказывать сказки. Раз знаете законодательство и уличаете экспортера в беспечности — подскажите, на каком СВХ в России возможно провести аналогичную процедуру? Вы забываете, что последнее слово в ФТС означает служба, служение государству, а оно в свою очередь — народу, потому что государство — это функция. Потом у нас в законе напишут вставлять черенок лопаты в задницу по субботам, с пятницы очередь будете занимать?
Организовать такой досмотр-не вопрос. Нужно только желание и не значительная сумма денег. Нужен китайский каркасный бассейн (это 8-10 тыс, воздушный компрессор(5-10 тыс) и водовозку с насосом. Бассейн ставим в помещении, где 5-18градусов, наполняет морской водой из водовозки, включаем компрессор, и аккуратно перекладываем крабов в бассейн. Потом, обратно в чан, в машину, но уже через весы. Все. Ни один ихтиолог волосы рвать не будет, ибо это для крабов совершенно комфортно(по крайней мере, более комфортно, чем наблюдать из ресторанного аквариума, как китайцы его братьев в кипяток живьём засовывают) Так во всем мире количество крабов измеряют. Более того, экспортер тоже так делает, ему… Подробнее»
Надо иметь понимание что для чего создано, сгубил ответь, если нет запрета на вывоз краба через пункт пропуска- обеспечьте проверку!
Все остальное слова…. Поймал Коммерсанта он ответил по закону… Сгубил товар верни деньги и коммерческую прибыль все указано в документах… Создали кучу структур вот пусть оперативная таможня отрывает жопу и приходит контролировать на место перегрузки с парохода на машину ….выявляет и на переходе задерживает…