Российский оператор маркировки выходит на Узбекистан

Идея избавить рынок от контрафакта с помощью цифровой маркировки понравилась Узбекистану настолько, что вместе с утверждением поэтапного введения этой системы правительство решило подключить к процессу и российского оператора. Соответствующее постановление кабмина размещено на местном портале проектов нормативных актов.

Предпосылки

Рынок нелегальной продукции в Узбекистане не слишком большой, но его существование ежегодно лишает казну внушительной суммы. Так, помимо вреда для потребителей поддельных сигарет (в шесть раз больше свинца, на 160% больше смол и на 133% – окиси углерода – данные ИАЦ при Генпрокуратуре страны), казна теряет около $40 млрд в год.

Рынок составляет примерно 2,2% или 200–250 млн сигарет, пишет РБК со ссылкой на главу департамента по работе с госорганами «БАТ Россия» Олега Барвина. Барвин связывает это с невысокой средней стоимостью единицы продукции – ниже 50 руб. При этом для России Узбекистан не представляет серьёзную опасность — поставки контрафакта незначительны. Зато на алкогольном рынке ситуация совершенно другая, отмечает руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз. Здесь доля подделок может доходить до 50%.

Помимо маркировки, власти собираются до конца года разработать меры по ограничению употребления табака и алкоголя, что внесёт заметные корректировки в работу представителей отрасли.

С чего всё началось

Документ о формировании системы прослеживаемости в целях увеличения собираемости налогов глава государства Шавкат Мирзиёев одобрил в прошлом ноябре. Спустя полгода от Узбекистана в Россию отправилась делегация для изучения опыта внедрения системы, а 13 июня был утверждён план мероприятий по её созданию.

Первый пилот запускают в сентябре этого года, он охватит сразу несколько категорий товаров: сигареты, пиво, крепкий алкоголь. В числе участников – пять крупных предприятий, названия которых не приводятся.

Приглашённый оператор

Оператором выбрано ООО «CRPT TURON» — его учредитель занимается аналогичной деятельностью в России. Речь идёт о «Центре развития перспективных технологий» (ЦРПТ), которого премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назначил единым оператором информационной системы маркировки товаров. Основным владельцем общества является USM Алишера Усманова (50%), остальная часть равными долями распределена между «Ростехом» и управляющим партнёром Almaz Capital.

Для ЦРПТ выход на Узбекистан станет первым опытом работы за пределами ЕАЭС. Замглавы центра Реваз Юсупов отмечает, что компания имеет достаточный опыт по внедрению маркировки в РФ (13 категорий), ведёт работу с операторами в Казахстане и Беларуси, а теперь «готова масштабировать проект и делиться опытом реализации в Узбекистане». По его словам, компетенции и возможности системы могут помочь властям изменить ситуацию с контрафактом в стране.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: