Федеральный проект по развитию экспорта делает ставку на увеличение доли продукции с большей добавленной стоимостью. В агросекторе флагманом станет масложировая продукция, в первую очередь растительные масла, — считают эксперты. О проблемах российского агроэкспорта на Гайдаровском форуме-2020 в Москве рассказал Руководитель проекта по поддержке экспорта АПК РЭЦ Денис Казанников.
Инфраструктура отстаёт
По мнению РЭЦ, одна из ключевых проблем развития российского агроэкспорта — недостатки товаропроводящей инфраструктуры.
— Минсельхоз фактически свернул программу развития оптово-распределительных центров. Когда-то планировали построить около тридцати объектов, были предусмотрены меры господдержки по этому направлению, часть из этих объектов должны были быть экспортоориентированными, так как предполагалось их строительство на приграничных территориях вблизи транспортно-логистических экспортных коридоров, — сказал Денис Казанников.
В прошлом году Минсельхоз направил в Минтранс аналитический материал по объёмам производства сырьевой продукции, мест, где она перерабатывается, а также морских и сухопутных точек вывоза. Предполагалось, что в декабре 2019-го Минтранс учтёт это в своей комплексной программе по развитию магистральной инфраструктуры. Но, по словам представителя РЭЦ, в Минтрансе «до сих пор есть непонимание, куда двигаться в этом направлении».
— У них (Минтранса — прим. ред.) есть своя программа строительства транспортно-логистических комплексов, которые привязаны к железным дорогам. Но при этом отсутствуют проекты под эту программу и меры её господдержки. Это целиком отдано на откуп бизнесу, который должен заинтересоваться и за свой счёт построить эти объекты. Кроме того, очевидно, что эти объекты не учитывают требования Минсельхоза к продуктовой логистике, которая имеет свою специфику, — сказал Казанников.
Логистические возможности
Ещё одна проблема для экспортёров — логистика. Большая часть с/х, продовольственной продукции требует термического режима перевозки, но по сей день есть серьёзный перекос в уровне ж/д тарифов: как правило, тариф на рефрижераторные контейнеры в два раза выше, чем на универсальные. При этом в на основе анализа структуры затрат видно, что РЖД не несёт дополнительных на расходов при перевозке «холодных ящиков».
Вопрос о выравнивании, сближении этих тарифов неоднократно поднимали на различных площадках и в различных инстанциях, были поручения Президента и Правительства, но он так и не разрешён. Отчасти эту проблему решает совместная субсидия РЭЦ и Минсельхоза. Так, в конце прошлого года внесли изменения в постановление Правительства № 1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции».
Этот документ увеличил лимит по возмещению расходов на транспортировку в рефрижераторных контейнерах, а кроме того снял ограничения на географию отправки: теперь отправлять с возможностью получения субсидии можно из любого региона. Также постановление предоставило возможность отдельного субсидирования автомобильных перевозок отдельно. Всё это позволит экспортёрам компенсировать существенную часть затрат.
Кроме того, благодаря взаимодействию РЭЦ с РЖД и Минтрансом, по направлению Селятино-Забайкальск действует маршрут, пользуясь которым экспортёр автоматически получает скидку 50% на ж/д тариф, если речь идёт о рефконтейнерах.
Внешнеторговые барьеры
Помимо внутренних барьеров, всё еще сохраняются барьеры внешнеторговые — как тарифные, так и нетарифные. Например, большой объём растительных масел должен поставляться в Индию — в плане развития экспорта на это Россия делает серьёзную ставку. При этом в Индии установлена практически заградительная ввозная пошлина.
— Планировалось, что этот вопрос решиться с созданием зоны свободной торговли (ЗСТ), но насколько мы понимаем, переговоры по ЗСТ идут очень тяжело, — сказал представитель РЭЦ.
Несмотря на то, что Минсельхоз проводит серьёзную работу по снятию барьеров (открыт рынок Китая для мяса птицы и молока b2c сектора, серьёзный прогресс в плане поставок свинины во Вьетнам, говядины в Бразилию и так далее) сохраняются серьёзные ограничения по импорту зерновой продукции в Китае, по-прежнему закрыт этот рынок и для свинины и говядины.
Нужны субсидии
Ещё одной проблемой РЭЦ называет вопрос финансирования: в России отказались от субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков. Эта дополнительная мера господдержки экспорта действовала по 2017 год на основании постановления Правительства № 620 и позволяла субсидировать постэкспортные, покупательские кредиты, экспортный факторинг и так далее.
По словам Казанникова, весь прошлый год в переговорах с Минсельхозом представители РЭЦ доказывали необходимость возобновления этой меры и «есть осторожный оптимизм, что Минсельхоз услышал, и механизм снова заработает«, так как в нём заинтересованы все крупные экспортёры рынка агропродовольственной продукции.
Вместе с тем 25 декабря 2019 года Правительство сделало возможной компенсацию затрат на сертификацию продукции для подтверждения соответствия на целевых рынках. Агентом этой работы назначили РЭЦ, который в ближайшее время заключит с Минсельхозом соответствующее агентское соглашение.
Когда мера заработает, экспортёр сможет возмещать от 50% до 90% таких затрат.
Активно работают в РЭЦ и над вопросом контейнеризации и развития так называемых агроэкспрессов — маршрутных ускоренных поездов. По итогам 9 месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го эксперты отмечают почти 30% рост экспорта масла, связанный, в том числе, с появлением новых логистических решений — например, перевозкой в универсальных контейнерах во флекситанках. По словам Дениса Казанникова, крупнейшие российские экспортёры именно так отправляют большие объёмы продукции в Китай.
Оставить комментарий