Федеральная таможенная служба (ФТС России) доработает функционал информационного портала «Морской порт» в 2019 году. Заместитель руководителя ведомства Руслан Давыдов заявил, что после обновления все контролирующие службы на границе (погранконтроль, фитосанитарные и ветеринарные службы) смогут пользоваться порталом, чтобы получать и проверять сведения о морских грузах и даже публиковать там свои решения.
Важна точка зрения
По словам Руслана Давыдова, новая версия Портала позволит инспектору таможни принимать решения о выпуске деклараций с учётом информации от смежных ведомств. Более того, в ФТС обещают, что новый Портал даст возможность контролирующим органам договориться о совместном проведении проверки вместо того, чтобы проводить её по очереди.
Как видите, единый портал – вещь удобная со всех точек зрения, — сказал Руслан Давыдов.
Но на деле участники внешнеэкономической деятельности не видят того, что видят в ФТС. По мнению участников рынка морских перевозок, функционирование Портала не привело ни к ускорению процесса оформления прибытия судна, ни к ускорению прохождения морских грузов через терминалы.
Пользователи Портала утверждают, что у него нет того функционала, который позволил бы реально автоматизировать процесс морской перевозки, в том числе, уведомлять о необходимости заблаговременного представления разрешительных документов или принимать решения о выгрузке товаров с борта судна до его прихода в порт.
Использование Портала по сути свелось к введению предварительной информации о прибывающих грузах коммерческими посредниками от имени перевозчиков, а бумажный документооборот (в первую очередь, представление в бумажном виде коносаментов) никуда не делся.
Неудобный «удобный» портал
Система, которая должна автоматизировать информационное взаимодействие всех участников процесса морских перевозок, включая межведомственный обмен контролирующих органов между собой и с администрацией порта, работает в ручном режиме.
Даже заверения ФТС в том, что Портал интегрирован с информационными системами пограничной службы, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, участники рынка называют лукавством. На деле полноценной интеграции с ведомственными системами нет, у пограничной службы отсутствует доступ к сети интернет, а взаимодействие с перечисленными ведомствами организовано на уровне создания личного кабинета, пользоваться которым должностные лица этих служб не обязаны.
Бизнес настаивает на доработке таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и нормативных актов контролирующих органов в части отмены обязательного представления документов на бумажных носителях в случае их направления в электронном виде.
ФТС всё сделает по-своему
Удивлены представители бизнес-сообщества и заявлением Руслана Давыдова о принятии решения о выпуске товаров посредством Портала. По их убеждению, поставить «выпуск разрешён» через Портал таможенный инспектор не может в принципе.
— Таможенный кодекс ЕАЭС обязанность по представлению предварительной информации возложил только на перевозчика, у которого информации о товарах нет. Поэтому предварительная информация делится на обязательную часть, которую представить обязан представить, и необязательную, которую вправе представить грузополучатель. Ели в этой части портал не доработают, то будет как во Владивостоке: ФТС будет кошмарить перевозчиков, заставляя вводить и обязательную часть, и необязательную. Учитывая, что по закону ФТС не может обязать грузополучателей это делать, откуда будет браться «выпуск разрешён», неясно, — пояснил Владимир Коростелёв, представитель ассоциаций морских агентов Калининграда, Санкт-Петербурга и Юга России.
Как нам стало известно, с замечаниями перевозчиков по доработке Портала в ФТС не согласились, а все вопросы апгрейда программного средства в таможенном ведомстве рассматривали в конце ноября 2018 на совещании без участия морских перевозчиков.
В конце 2018 года морские перевозчики обратились в Торгово-промышленную палату РФ с предложением через Президента и Правительство страны потребовать от ФТС принципиальной переработки нынешней версии портала с учётом международной практики и предложений со стороны российского бизнеса.
Фото: Павел Косолапов, CustomsForum.ru