По мнению заместителя Министра финансов России Ильи Трунина, перенос уплаты таможенных платежей на этап после выпуска — не главная проблема для таможенного администрирования. Своим видением того, на чём необходимо сосредоточиться таможенным органам, Илья Трунин поделился на Гайдаровском форуме — 2019 в рамках экспертной дискуссии «Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры?».
Главное — наполнять бюджет
Я бы не стал говорить, что существует масса проблем в таможенном администрировании и ситуация ухудшается. Во-первых, таможенные органы контролируют большой объём платежей в бюджет. Таможенные органы — это фискальные органы, и от них во многом зависят доходы бюджета, а 6 триллионов есть 6 триллионов (по итогам 2018 года Федеральная таможенная служба (ФТС) перечислила в бюджет 6 трлн руб., — прим. ред.). Говорить о том, что это не главная роль таможни, по крайней мере сейчас, это невозможно.
Второе — мы можем по-разному относиться к рейтингам, они действительно основаны на разных принципах, но даже если мы посмотрим на Doing Business (рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса» — прим. ред.) и посмотрим прирост Российской Федерации за один год на 41 место, то вот это должно быть темой для обсуждения. Кому-то удавалось продвинуться за такой короткий промежуток на такое большое количество позиций? Поэтому здесь ситуация неоднозначная. Конечно, существует масса позиций, чтобы продвигаться вперёд и по рейтингам, и по оптимизации процедур, но в общем ситуация далеко не самая плохая.
Даже в сравнении с другими странами мира ничего катастрофического не наблюдается. Заслуга таможенной службы и таможенных органов в этом прогрессе безусловно на лицо.
То, что делается сейчас в таможенной службе, а именно — перестройка бизнес-процессов, внедрение современных технологий, пересмотр подходов к управлению рисками, создаёт базовую инфраструктуру для любых последующих изменений. Создание центров электронного декларирования и электронных таможен позволит использовать различные инструменты и упрощения таможенных процедур.
Возможно, это не принесёт серьёзное сокращение времени прохождения процедур, но это важный этап информатизации, цифровизации, и его надо пройти. Это очень важно, несмотря на то, что не даёт немедленного результата.
Бизнесу это не нужно
Вопрос, которому уделяется много внимания — что делать с этапом уплаты таможенных платежей? На мой взгляд, это не та проблема, которую необходимо решать в первую очередь. Не надо упираться в эти таможенные платежи. Предположим, мы завтра примем два решения. Первое — таможенное оформление и выпуск товаров это одна процедура, а платежи надо оплачивать в определённые сроки. И второе — взамен таможенные органы могут в течение года после выпуска товаров в любое время приходить и контролировать как угодно (так как здесь нет налоговых периодов) плательщика этих пошлин. Я думаю, что бизнес первый скажет, что ему это не нужно.
Потому что тогда это будет полноценный таможенный контроль в течение года после выпуска со всеми контрольными мероприятиями, с обысками, с досмотрами, с приостановлением всех операций по счетам. А такие процедуры будут, это нормально. Они предусмотрены налоговым контролем, по логике они должны быть и здесь. Только если речь идёт о непрерывном контроле деятельности предприятия таможней, то он будет без ограничений, свойственных налоговому законодательству.
Поэтому без внедрения современных процедур таможенного контроля говорить о том, что надо что-то куда-то перенести, а взамен усилить постконтроль, я бы не стал — это достаточно рискованно.
С другой стороны, по мере развития современных технологий, может быть, мы и сами к этому придём.
Надо всех объединить
Главное, на чём, как мне кажется, надо сосредоточиться в совершенствовании таможенного администрирования, — это выполнение комплексной программы ФТС, цифровизация, совершенствование бизнес-процессов, введение документальной прослеживаемости, единого механизма контроля налоговых и таможенных органов.
И второе, к чему надо приступать, а мы, к сожалению, до сих пор толком и не начали, — это сопряжение процессов таможенного администрирования с процессами, через которые проходит участник ВЭД с другими контролирующими органами.
Все задержки на границе — из-за неэффективного таможенного администрирования, пограничного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. Но из всех органов, которые сейчас стоят на границе и связаны с контролем ВЭД, ФТС будет наиболее передовым, то на базе таможенных органов и нужно строить всю эту систему «единого окна», сопряжения всех процессов, контроля рисков, что позволит существенно сократить издержки, связанные с прохождением всех контрольных процедур.
Кроме того, надо приступать (это не только прерогатива Министерства финансов, но видимо придётся взять это на себя) к объединению процедур различного контроля, связанного с транспортной администрацией, с пограничным контролем в единую систему на базе таможенного контроля. Год назад было поручение правительства, но, к сожалению, мы не сильно продвинулись. Надеюсь, в ближайшем будущем мы этот процесс сможем закончить.
Фото: http://duma.gov.ru