Столкнувшись со снижением внутреннего спроса на новые автомобили, Китай снимает ограничения на экспорт подержанных машин. Оправдаются ли опасения экспертов, что Россию накроет волна дешёвого автохлама из КНР?
Крупнейший в мире авторынок испытал спад в прошлом году, когда объём продаж составил более 28 млн машин — на 900 тыс. меньше, чем в предыдущем периоде. В первом квартале этого года в КНР продано 6,3 млн авто — почти на 1 млн. меньше, чем за тот же период 2018-го. Как отмечает издание South China Morning Post, это первый спад на китайском авторынке с 1992 года. Подъём переживает лишь рынок электромобилей и авто на водородном топливе, продажи которых выросли в прошлом году на 56% благодаря господдержке.
В условиях торговой войны
Спад объясняют последствиями торговой войны с США — продажи авто на китайском рынке стали падать одновременно с введением Вашингтоном протекционистских мер. Если в июне 2018-го ещё наблюдался рост, то уже июле началось снижение. В феврале 2019 оно составило 14%, в марте 5,2%, в апреле — 14,6%.
Год назад США ввели 25%-ые пошлины на китайский импорт стоимостью $50 млрд, в сентябре обложили 10%-ым ввозным тарифом товары из КНР на $200 млрд. А с мая 2019 года весь китайский импорт, включая автомобили, на сумму $250 млрд (47% вывозимых в США из Китая товаров) облагается пошлиной 25%. Так США стремятся минимизировать торговый дефицит с Китаем, составивший в 2018 году $378,6 млрд.
Пекин ответил Трампу зеркальными мерами, в частности поднял тарифы на продукцию североамериканского автопрома до 40%, снизив при этом с 25% до 15% пошлины на импорт авто из других стран. По итогам 2018 года в КНР ввезли американских транспортных средств на $9,4 млрд, что ниже показателя 2017 года ($9,5 млрд). Экспорт машин, сделанных в Китае, в США в 2018 году сократился на 1,9% к показателю 2017 года, составив $1,8 млрд.
Старые авто — новый экспорт
Ограничения на ввоз подержанных машин действуют в 80-ти странах, причем в 32 из них ввоз автомобилей с пробегом запрещён, а в остальных введены ограничения по возрасту транспортного средства. Такая политика объясняется защитой местных производителей, автодилеров и окружающей среды.
В Китае до недавнего времени был строго ограничен как импорт, так и экспорт подержанных машин. Как отмечали эксперты, ввезти авто возрастом не более одного года в КНР могли отдельные категории граждан, имевшие разрешение. При этом ставка налога на импорт могла превышать 200% стоимости товара. Как отмечали китайские СМИ, тотального запрета на экспорт бывших в употреблении авто из КНР (вопреки сообщениям русско- и англоязычных медиа) не существовало. Но на практике он был сильно затруднен бюрократическими барьерами.
29 апреля 2019 года власти Китая выпустили «Уведомление о поддержке запуска бизнеса по экспорту подержанных автомобилей в условно зрелых районах». К таковым относятся Пекин, Шанхай, Тяньцзинь Циндао и ряд других районов. Сообщалось, что экспортные лицензии получит группа избранных автодилеров из этих регионов. Китайские эксперты отмечают многочисленные выгоды от этого шага для национальной экономики. Во-первых, в условиях торговой войны Китай заинтересован в уменьшении зависимости от североамериканского рынка и увеличении экспорта.
По оценке Ли Сяна, президента Национальной федерации автодилеров, годовой экспорт подержанных китайских авто может достигнуть 1 млн единиц на сумму более $9 млрд. Кроме того, экспорт подержанных машин стимулирует торговлю автозапчастями и услуг по техобслуживанию. Во-вторых, отток из страны подержанного автотранспорта может привести к росту продаж новых авто и снизит нагрузку на экологию.
Но есть и сдерживающие факторы. К ним относятся действующие во многих странах ограничения на импорт подержанных авто, плохое состояние машин и, как считают китайские эксперты, «самая строгая в мире система стандартов испытаний транспортных средств». Препятствием могут стать и относительно высокие цены на китайские автомобили, из-за чего экспортный потенциал есть только у самых дешёвых моделей. Впрочем, столкнувшись со спадом продаж, Китай уже снизил НДС для промышленности с 16% до 13%, что привело к 2%-му снижению цен на авторынке.
Завалит ли Россию?
Российский рынок импортных иномарок с пробегом обрушился в 2009 году с 420 тыс. до менее 20 тыс. единиц реализованной техники после резкого повышения ввозных пошлин. С тех пор, по данным ФТС, продажи не поднимались выше 15,7 тыс. легковых автомобилей в 2016 году, что составляет небольшую долю авторынка. Правда, данные о реальных объёмах ввоза подержанных автомобилей противоречивы. Так, по данным японской таможни, в 2016 году только из этой страны в Россию было отгружено 42 тыс. авто с пробегом (по оценкам экспертов, на Японию приходится 70-80% импорта подержанных иномарок в РФ).
В 2017 году требование обеспечить все импортные авто устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС» вновь подкосило рынок подержанного автотранспорта: потребители не могли получить купленные за рубежом машины, пока в дело не вмешалась Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Позднее требования были смягчены — в 2018 году Дмитрий Медведев разрешил ввозить в Россию подержанные праворульные иномарки из Японии без «ЭРА-ГЛОНАСС». С 1 сентября 2018 года ЕЭК снизила таможенные пошлины на подержанные иномарки с 25% до 22%. При этом правительство повысило утилизационный сбор для старых импортных авто, покупаемых юридическими лицами. В результате такие машины подорожали примерно на 150 тыс. рублей.
По данным «АВТОСТАТ», в первом квартале этого года на российском рынке продано 17,5 тыс. подержанных китайских легковушек, что на 4% выше, чем годом ранее. Наибольшим спросом у россиян пользовались кроссоверы Chery Tiggo, X60 и седан Lifan Solano. Но топ—10 самых популярных подержанных иномарок по итогам 2018 года возглавлял Ford Focus (137,5 тыс. единиц), а замыкал Volkswagen Polo (54,6 тыс.).
Таким образом, пока ничто не говорит о том, что защищенный таможенными барьерами российский авторынок ждут серьёзные изменения в связи с решением китайского руководства либерализовать правила импорта.
Оставить комментарий