По мнению экспертов рынка железнодорожный перевозок, транзитный потенциал, которым обладает Евразийский экономический союз, не реализуются в полном объёме из-за сложностей при реализации транспортных проектов, состояния железнодорожной инфраструктуры и несогласованного правового регулирования стран ЕАЭС в области транспортных перевозок.

В 2014 году железнодорожные администрации России, Беларуси и Казахстана создали АО «ОТЛК ЕРА» для объединения усилий и развития рынка железнодорожных перевозок. О том, какие задачи решает «ОТЛК», рассказывает президент, председатель правления АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский Железнодорожный Альянс» Алексей Гром.

Кому принадлежала инициатива создания АО «ОТЛК» и для каких целей компания была создана?

В 2014 году железнодорожные компании России, Казахстана, Белоруссии консолидировали свои усилия, чтобы повысить интерес к железнодорожному евразийскому транзитному коридору для владельцев грузов из Китая, стран Юго-Восточной Азии и Европы. Основная задача – построение эффективного, безопасного и конкурентоспособного маршрута, который позволить доставлять грузы в рамках евразийского сообщения. Необходимо развивать этот транзитный коридор, повышать его привлекательность, в том числе, за счёт предоставления первоклассной услуги.

Вместе с нашими партнёрами мы провели огромную работу, объём транзитных грузоперевозок увеличивается с каждым годом. Например, объем транзита АО «ОТЛК» в 2017 году в рамках европейско-азиатского маршрута через Казахстан, Россию и Белоруссию превзошёл показатель в 175 тыс. TEU. Это 75 % прирост по сравнению с показателем 2016 года. Всего за прошедший период было отправлено 2102 контейнерных поезда.

Одна из главных задач «ОТЛК» – продемонстрировать нашим зарубежным партнёрам и клиентам, что компания создана не столько для акционеров, сколько для развития общей транспортной системы ЕАЭС. В этой системе нет главных и второстепенных, а есть единые цели и задачи. В росте объёма железнодорожных транзитных перевозок заинтересованы все участники процесса, и сейчас отличный момент, чтобы перенаправить ресурсы на железную дорогу. Для этого необходимо с нашими европейскими и азиатскими коллегами заниматься преимущественно не вопросами конкуренции, а проблемами интеграции. У нас прекрасные совместные перспективы, и мы должны успешно воплотить их в жизнь.

В чём особенность управления железнодорожными перевозками в странах ЕАЭС?

Уровень администрирования в странах ЕАЭС разный. Россия, Казахстан и Белоруссия, обладая хорошей экспертной базой, прошли большой путь: у стран есть коллегиальные решения по многим вопросам, которые возникают в области железнодорожных перевозок. Другим странам есть над чем работать.

АО «ОТЛК» – это оператор контейнерного поезда по территориям Казахстана, России и Белоруссии, и оценивать можем только администрирование железнодорожных перевозок только этих трёх стран.

В странах-акционерах безупречно функционируют железнодорожные инфраструктуры. Безусловно, в каждом государстве есть особенности, но мы всё больше приходим к единому знаменателю за счёт единых норм ЕАЭС.

Но есть серьёзный вопрос – развитие безбумажных технологий. Последнее время таможенные службы внедряют технологии электронного транзита. Это правильно, но, по нашему мнению, с технической точки зрения реализация этого не совсем отвечает требованиям железной дороги. Мы намерены поднять и этот вопрос.

Помимо этого есть инфраструктурные, институциональные, финансовые и прочие ограничения, а также стоит сказать и об ограничениях «ментальных». Это, в том числе, сложившаяся практика администрирования, обычаи делового оборота и иные элементы, которые зачастую становятся невидимыми барьерами для единых подходов.

Что в национальном и наднациональном регулировании препятствует увеличению объёмов железнодорожных перевозок?

Есть несколько аспектов. Во-первых – аспект регулирования в таможенной сфере. Если Таможенный кодекс РФ, действовавший до 2010 года, разделял транзит на международный и внутренний, а нормы в части международного транзита были гораздо проще, чем нормы, регулирующие транзитные перевозки ввозимых товаров, то в евразийском законодательстве нет разницы между направлениями перевозок. Требования к необходимым документам и сведениям при оформлении одинаковое как для ввоза, так и для транзита. Это неверно.

Во-вторых, законодательство в сфере транспорта. Рынок контейнерных перевозок стал независимым и значимым сектором транспортной отрасли, но недостатки в нормативном регулирование не позволяют в полном объёме развивать весь потенциал.

Например, законодательно не определены понятия «контейнерный поезд» и «оператор контейнерного поезда», что не позволяет ставить перед госорганами вопросы по проработке гибкой налоговой политики, контроля в рамках систем управления рисками и так далее. Мы выносим эти темы для обсуждения на площадках бизнес-сообщества и органов государственной власти.

Фото: https://vgudok.com