«Те времена, когда мы сегодня получили в органе по сертификации сертификат, а завтра представили в таможенные органы, выпустили продукцию и забыли обо всём, уходят в прошлое«: ведущий эксперт по вопросам нетарифного регулирования Ирина Голованова на семинаре учебного центра «Компас ВЭД» рассказала о ключевых проблемах и нововведениях в сфере подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям.
Покажет практика
Подтверждение соответствия у нас — это конгломерат национального и наднационального законодательства, Таможенного союза (ТС) и Евразийского союза (ЕАЭС). По-прежнему не сбрасываем со счетов и то, что когда-то называлось «временным перечнем» — постановление Правительства № 982 [«Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», ГОСТ Р]. Его продолжают пересматривать и пополнять.
Технические регламенты РФ почти все ушли в небытие в связи с принятием аналогичных союзных регламентов. Но здесь я предсказываю некую правовую неопределённость в части действующего российского регламента о пожарной безопасности: схожий техрегламент ЕАЭС начнёт действовать с 1-го января, и он, в первую очередь, говорит о средствах пожаротушения. Национальный же регламент содержит общие требования к пожарной безопасности, без которых нам не обойтись. Кроме того, эти технические регламенты содержат разные перечни продукции, которая подлежит подтверждению соответствия. Например, в нашем техрегламенте есть почти все стройматериалы, различная кабельная продукция.
Как мы будем жить с двумя этими документами с 1-го января, я пока сказать не могу.
Жить станет сложнее
Взаимодействие с органом по сертификации не будет заканчиваться получением сертификата соответствия. Сертификаты на серийный выпуск придётся подтверждать каждый год — это тот самый инспекционный контроль, о котором многие забывают. И если сегодня мы получили сертификат соответствия, а завтра орган по сертификации закрылся, то через год сертификат прекратит своё действие, если не передать инспекционный контроль в иной орган по сертификации.
И тот сертификат, по которому не пройдет инспекционный контроль, автоматически станет недействительным через определённый период времени, скорее всего через год. Мне кажется, что эти изменения уже будут приняты в 184-м ФЗ, жить нам станет в очередной раз сложнее, будем ориентироваться на то, что будет. Это одно из ключевых изменений Федерального закона № 184-ФЗ [«О техническом регулировании в РФ»].
Приключения по понятиям
Ожидают нас определённые приключения и в части понятий. Например: «декларация о соответствии техническим регламентам Союза — документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям техническим регламентам Союза». Про декларирование соответствия буквально всё в этой фразе: бесполезно будет говорить, если что-то с декларацией не так, что был виноват в чём-то орган по сертификации, в чём-то неправа лаборатория. Это документ, которым заявитель подтверждает всё, который принимает сам заявитель, и все вопросы только к заявителю.
В случае, если техрегламент не устанавливает срок хранения декларации о соответствии у заявителя, то общий срок хранения — 10 лет с даты регистрации. Таможня 99% проверок проводит в течение двух лет, так как срок привлечения к ответственности — два года. Таможенное оформление становится всё более быстрым, более простым, всё больше деклараций проходят авторегистрацию и автовыпуск, при этом всё крупнее и грамотнее становятся отделы контроля после выпуска товаров. К сожалению, чем им заняться, найдётся.
Понятие выпуска в обращение «верховное» в Договоре о ЕАЭС — это начало движения к потребителю с целью реализации на территории ЕАЭС для осуществления коммерческой деятельности. Мы сразу бы исключили из этого понятия различные обстоятельства — комплектующие, запчасти и так далее, но формально что есть, то есть, и Договор превыше техрегламентов. Даже о парфюмерии и косметике говорилось, что выпуск в обращение – это первая продажа на территории ТС либо России, но если договор говорит по-другому, читаем договор. Я бы сказала, что ввоз на таможенную территорию считается введением в оборот.
Сомнительный вопрос
Представители Росаккредитации с высокой трибуны сказали, что с передачей чужих документов о соответствии друг другу надо заканчивать. Я никак не могу понять, как можно закончить, если это предусматривает 184-ФЗ: «документы о соответствии предоставляются либо заявителем, либо уполномоченным заявителем лицом». Я точно знаю, что изменения в закон в этой части даже не обсуждались, но было решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в котором сказано навести порядок именно в этом определении и решить, кто что должен делать.
Если «с точностью до миллиметра», то я, как уполномоченное лицо, сама должна оформить документ о соответствии / получить сертификат / заявить декларацию, и сама совершать действия по ввозу продукции. Вопрос сомнительный, эту ситуацию в следующем году будем наблюдать в развитии. Часть документов по этому направлению должны разработать весной, часть — к лету. Пока я не представляю, чтобы эту возможность каким-то образом перекрыли: многие органы, организации объединяются по отраслям, по имущественным вопросам, и передают документы о соответствии друг другу. Но если наднациональное законодательство запретит такую передачу, то к сожалению, у него будет приоритет над 184-ФЗ.
Помню случай: не было декларации о соответствии, нашли чужую на сайте Росаккредитации, и сами написали доверенность на право пользования этим документом. Таможня очень редко таможня проверяет доверенности, но именно в этом случае обратилась к заявителю – правда ли давали доверенность право использования? Ответ был «нет» — документ, полученный незаконным путём, стал в отношении партии продукции недействительным.
Главное — правильно идентифицировать
Идентификация товара для целей подтверждения соответствия – самое первое и ключевое действие. Если мы перепутаем товар и скажем, что это машинное оборудование, а таможня — что это мебель, то мы продукцию идентифицировали неправильно, подтверждение провели на соответствие не тем требованиям и получили все возможные неприятности от таможни при таможенном оформлении.
Второе — соотнесение продукции с перечнями объектов подтверждения соответствия — национальными и наднациональными. В случае соотнесения с техрегламентом изучаем особенности его применения, требования по соответствию, особенности проектирования, требования безопасности, требования к маркировке. Всё это необходимо учесть: «свой» регламент нужно знать от и до. Далее — выбор из возможных способов подтверждения соответствия: сертификация, декларирование соответствия, госрегистрация и так далее.
Наш лояльный 184-ФЗ говорит, что на территории РФ декларация о соответствии и сертификат имеют равную юридическую силу. Но обращаю внимание: только в том случае, если в техрегламенте не разделено, что для этой продукции — госрегистрация, для этой — сертификация или декларирование. Например, ни один орган по сертификации не выдаст сертификат соответствия на сóски, потому что в обязательном порядке требуется госрегистрация и декларирование соответствия.
Схемы и ужасы
Схему подтверждения соответствия выбирает сам заявитель. С органом по сертификации можно её обсуждать, но выбор за заявителем. Схемы подтверждения соответствия, разрешённые к применению, установлены решениями Комиссии ТС от 7 апреля 2011 года № 621 и ЕЭК от 18 апреля 2018 года № 44. Но ни один техрегламент пока не пересмотрен в соответствии с решением № 44, поэтом пользуемся только 621-м. А в части волнующей всех схемы «1Д» 621-е решение говорит, что испытания по этой схеме (в отличие от 44-го) проводят в аккредитованной испытательной лаборатории или в испытательной лаборатории. Что такое испытательная лаборатория, если она не аккредитована, я спрашивала в Росаккредитации, в других инстанциях, но ответа нигде не получила.
44-е решение по схеме «1Д» говорит: испытания проводятся в аккредитованной лаборатории или собственной лаборатории заявителя, которая находится на территории ЕАЭС. Поэтому схема «1Д» останется только для отечественного производителя, но и то лишь тогда, когда все техрегламенты пересмотрят на соответствие 44-му решению и новым схемам подтверждения соответствия. Пока этого нет, но все ужасы, которые мы слышим про 37-й регламент (ТР ЕАЭС 037/2016 «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники», — прим. ред.), — правда.
С 1 марта 2020 года, когда закончится переходный период, этот регламент начнёт действовать полностью. Пока же схема «1Д» будет спасать многих — сейчас это единственный легальный, законный путь. Многие уже искали лаборатории и органы, которые работают по 37-му регламенту, но даже те, которые аккредитованы сейчас, до 1-го марта заявки уже не возьмут — они перегружены. Законным путём исследовать какую-либо продукцию до 1-го марта, если ещё какие-то испытательные лаборатории не аккредитуются, утопия.
Помещение — не адрес
Надо ли принимать новую декларацию о соответствии, если адрес остался тот же, но по требованию налоговой добавили помещение? Это хит нашего времени. Я считаю, что если к первому этажу добавилось помещение 72H, то адрес не изменился, а детализировался — заявителя будут искать по тому же адресу. Моё категорическое мнение, что оснований для принятия новой декларации о соответствии нет.
В случае изменения телефона, адреса электронной почты заявителя, кодов ТН ВЭД в ЕАЭС замена декларации о соответствии не требуется — только по усмотрению заявителя. Если не случилось, как я привела пример, что думали — это машинное оборудование, а оказалась мебель, то в ФТС говорили неоднократно: код в разрешительных документах указывается справочно. Если товар полностью идентифицируется с разрешительным документом, документом можно пользоваться.
Был бы товар, а статья найдется
По статье 16.3 КоАП за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ несёт ответственность исключительно декларант, не таможенный представитель, который не обязан соблюдать запреты и ограничения. По части 3 статьи 16.2 ответственность несёт тот, кто представил в таможенные органы недействительный документ: если это таможенный представитель, то он. Но ответственность по ст. 16.7 в этой ситуации уже у декларанта за предоставление таможенному представителю недействительного документа.
Часто спрашивают: «Продукция не подлежит подтверждению соответствия, документа о соответствии нет, но мы маркировали товар значком ЕАС». Таможенные органы в целях защиты потребителя имеют право не выпускать такую продукцию и предложить демаркировать её на таможенном складе, но административная ответственность за это не наступит. Бывает, что нет не только знака «ЕАС», но и какой-либо иной информации о товаре, которая должна быть в соответствии с требованиями техрегламента. В этом случае таможня не только не разрешит условный выпуск для домаркировки, но и дело об АП может возбудить.
Будем молчать — так и будет
Последняя тенденция – привлечение к выявленным нарушениям маркировки и по недействительным документам Роспотребнадзора, который появляется при таможенном оформлении. В случаях с маркировкой Роспотребнадзор ставит штамп «ввоз запрещён», по недействительным документам – вплоть до получения информации о возбуждении дел таможенными органами.
Насколько эта схема взаимодействия правильная, легитимная, корупценогенная, — другой вопрос. Но сейчас Роспотребнадзор могут позвать по любому выявленному нарушению маркировки, и как только Роспотребнадзор ставит штамп «ввоз запрещён» — у нас начинаются приключения. На таможенный склад такую продукцию таможенный орган, скорее всего, не разместит. Единственный правовой путь – реэкспорт.
Иногда Роспотребнадзор после штампа «ввоз запрещён» ставят штамп «ввоз разрешён», делается домаркировка и выпуск продукции. Будем сидеть, молчать, наблюдать – так оно и будет продолжаться.
Право, а не обязанность
Вся продукция, которая выпускается условно, запрещена к использованию, эксплуатации и передаче. То, что в отдельных таможнях образцы выпускаются условно — категорически неправильно, поскольку они отчуждаются, передаются в орган по сертификации, в лабораторию. А если говорим о ТР ЕАЭС 037/2016, то могут быть и разрушены в ходе проведения испытаний.
Условный выпуск — исключительно 45 календарных дней, продление срока не предусмотрено. Если есть основания полагать, что не уложимся (по 37-му регламенту совершенно точно не уложимся), надо идти другими путями, более дорогостоящими: либо таможенный склад, либо каким-то образом подгадывать получение документа, а под него — поставку продукции. На 44-й день не оставляйте ситуацию развиваться «бог знает как», а предпринимать какие-то меры — просить размещения на таможенном складе, поскольку это иностранная продукция, либо крайняя ситуация – реэкспорт.
ФТС неоднократно разъясняла: условный выпуск – право таможенного органа, а не обязанность, может и не разрешить. Но обязан указать причины отказа, а вы можете продублировать обращение после устранения причин, по которым отказали в условном выпуске.
Например, Балтийская таможне практически беспрепятственно разрешает условный выпуск, если все условия соблюдены, когда просим разрешения для получения документа на партию продукции, а таможня не сомневается, что из этой партии отобраны образцы, и по партии всё будет хорошо и благополучно. В противном случае даже лояльная Балтийская таможня откажет в условном выпуске. Санкт-Петербургская таможня откажет в 80% в любом случае.
Невероятная степень лояльности
Что касается ввоза проб и образцов для проведения испытаний, то второе разъяснение ФТС и Росаккредитации [рекомендации от 27 февраля 2019 года] сейчас активно пересматривается — готовят третью редакцию документа. Бизнес в этом направлении работает, доводит свою позицию до вышестоящих органов. То, что я видела в планах на третью версию, — просто какие-то чудеса.
Написано, например, что для партии продукции образцы можно ввезти из-за рубежа, а не отбирать здесь, в том числе, против чего таможня стоит категорически, – есть разрешение использовать ту продукцию, которая уже ввезена в качестве образцов. Если примут то, что я видела, — это будет документ невероятной степени лояльности.
Муки выбора
Выбирая орган по сертификации, смотрим сайт Росаккредитации и, в первую очередь, аккредитованы ли на товар лаборатория, которую хотим выбрать, и орган по сертификации. Надо проверить и результаты контрольной деятельности в отношении органа — если деятельность приостанавливали, значит, что-то уже с документами было не в порядке. Результаты судебной практики тоже очень интересно посмотреть, чтобы понять, стоит ли взаимодействовать с этими лицами. Смотрим и сведения о регистрации юридического лица. Была ситуация: организация органа по сертификации находилась несколько месяцев в стадии ликвидации юрлица, а орган по сертификации благополучно продолжал «шлёпать» документы.
Евразийские органы по сертификации я бы тоже не рекомендовала: достаточно серьёзные проблемы с предоставлением этого документа при таможенном оформлении. Если есть необходимость, например, именно в Беларуси провести испытания (бывает, что у нас нет органа по сертификации, аккредитованного на весь комплекс испытаний), то сами обращайтесь в белорусскую лабораторию, сами заключайте договор и сами отправляйте туда образцы. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев Росаккредитация или таможенные органы впоследствии выясняют, что лаборатории испытания не проводили, документы не выдавали. Бывает, что даже образцов не было, а протоколы рисуются.
Руководитель одного из органов по сертификации сказал: «В начале следующего года ожидаем «дембельский аккорд»». Те организации, которые понимают, что не пройдут аккредитацию, которая намечена с 1-го марта, которые понимают, что они когда-то в чём-то «замазались» и её не пройдут — обратите внимание — весь первый квартал они могут выдавать что угодно. Сколько оно проживёт, какого оно «уровня безобразия» – другой вопрос.
Выбирать орган по сертификации и лаборатории надо ещё критичнее и отдавать отчёт, с кем сотрудничаете, потому что орган по сертификации, который намерен закрыться 1-го марта, может решить — «пропадать, так с музыкой».
Оставить комментарий