Накануне глава Минпромторга РФ Денис Мантуров анонсировал начало добровольного эксперимента по маркировке минеральной и питьевой бутилированной воды. Вместе с этим министр аграрного ведомства призвал не спешить с пилотом.

По итогам заседания госкомиссии по борьбе с контрафактом Мантуров заявил, что участники встречи решили провести за девять месяцев работу по утверждению плана, куда войдёт пилотный проект по маркировке воды. Сам эксперимент планируется запустить в январе будущего года, а по его результатам назначить дату перехода на обязательную маркировку, передаёт ТАСС.

К слову, в конце августа Минпромторг был готов начать пилотный проект уже с 1 октября текущего года и завершить его 30 сентября 2020-го. По задумке ведомства, маркировка должна появиться на товарах с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2201 (воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ; лёд и снег).

Озвученное 18 декабря решение замглавы ЦРПТ (оператор маркировки) Реваз Юсупов поприветствовал, отметив, что, судя по уровню нелегального оборота и уровня контрафакта, оно напрашивалось давно. Заметим, что на заседании звучали разные оценки объёма нелегальной и поддельной продукции на рынке – от 2 до 30%.

С этой позицией оказался не согласен министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, который призвал не начинать эксперимент по маркировке питьевой воды без оценки её целесообразности. Сославшись на данные Роспотребнадзора, он напомнил, что доля фальсификата на рынке питьевой воды оценивается в 1,5%, а контрафакта – не превышает 1%. Такие цифры министр считает незначительными.

Вместе с этим Патрушев отмечает, что на этом рынке необходимо усовершенствовать механизмы госрегулирования. Как говорится в релизе ведомства, речь идёт в том числе о контроле над использованием объёмов воды, учёта направлений её использования, а также актуализации действующих нормативных документов и стандартов.

Для этого Минсельхоз вместе с Совфедом, органами исполнительной власти и отраслевыми организациями разработал план необходимых мер по борьбе с незаконным оборотом упакованной питьевой воды. К его реализации уже приступили.

Добавим, что против «тотального внедрения маркировки» минеральной и бутилированной воды ранее выступал Союз производителей безалкогольных напитков (входят Coca-Cola и Coca-Cola HBC, PepsiCo, «Акваника» и др.). По мнению представителей объединения, введение маркировки по запросу конкретных компаний – рациональное решение.

Эту тему в середине июля поднял глава «Ростеха» Сергей Чемезов на встрече с президентом Владимиром Путиным. Тогда он называл воду самой подделываемой в стране продукцией, отмечая, что доля фальсификата на рынке составляет 25-30%, а в некоторых регионах доходит до 80%.