Москва и Тбилиси готовы к следующему этапу в своих торговых отношениях – запуску механизма таможенного администрирования и мониторинга грузопотоков. О том, что формальности по подписанному семь лет назад в Женеве соглашению улажены, «Коммерсантъ» узнал от источника в правительстве РФ.
Документ «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами» был частью пакета соглашений, заключённых в ходе вступления России в ВТО. Однако с того времени так ничего и не изменилось: между странами до сих пор нет трёх коридоров, речь о которых идёт в документе.
Запустить их стороны готовы только сейчас: подписаны контракты со швейцарской SGS, чьи представители будут контролировать грузопоток и займутся маркировкой, внесены деньги за их работу, на карте обозначены сами коридоры. Так, абхазский будут обслуживать терминалы в Адлере и южнее реки Ингури, южноосетинский – в Алагире и окрестностях Гори, а российско-грузинский – во Владикавказе и районе Казбеги.
Точку поставит совместный комитет на встрече 6 февраля в Швейцарии. Причём в реализации проекта заинтересована ещё одна страна – Армения. Для неё важно южноосетинское направление, которое заменит Военно-Грузинскую дорогу. Последнюю слишком сложно использовать зимой из-за лавин и снегопадов – последний раз управление МЧС по Северной Осетии объявило о полном закрытии движения по маршруту 29 января этого года.
В то же время в Грузии напомнили, что сам документ не обязывает стороны автоматически открывать коридоры. Здесь ситуация закручивается вокруг Абхазии и Южной Осетии: для Москвы их границы являются таможенными, тогда как Тбилиси считает территории оккупированными. Долгий спор закончился компромиссом, однако весьма вероятно, что грузы через утверждённые коридоры так и не пойдут.