Таможенное ведомство богато на различные инициативы, эксперименты и пилотные проекты, которые запускаются на самых разных уровнях таможенной системы. Довольно часто полем для экспериментов становится Балтийская таможня Северо-Западного региона. 

Выпуск до выгрузки с судна

С 3 ноября 2016 года на Кронштадтском посту и с 25 мая 2017 года на таможенном посту «Гавань» таможенники в рамках эксперимента осуществляют выпуск товаров до их выгрузки с судна. Это ускоряет логистические операции по доставке груза, сокращает число грузовых портовых операций, даёт возможность вывозить товары с причального фронта и, как следствие, снижает издержки участников ВЭД и стивидорных компаний, работающих в морском порту. В эксперименте задействовано более пятидесяти организаций – морских линий, терминалов, грузополучателей.

Эксперимент распространяется на товары, которые выпускаются для внутреннего потребления. Обязательное условие выпуска до выгрузки – представление предварительной декларации на товары.

Если к концу 2017 года упомянутые таможенные посты согласовали выпуск 379 товарных партий, а их выпуск в среднем занимал около 40 минут. До внедрения эксперимента с момента выгрузки товаров можно было ждать их вывоза из порта от нескольких часов до нескольких дней.

К октябрю 2018 года таможенники выпустили более 400 партий товаров, среднее время выпуска сократилось до получаса.

По словам начальника  службы организации таможенного контроля таможенного органа Евгения Гусарова, благодаря эксперименту профессиональные участники ВЭД и общественные получили возможность выстраивать более эффективную систему экспедирования грузов не только внутри порта, но и при вывозе товаров с портовых территорий.

Непосредственная выгрузка на транзит

Другим пилотным проектом Балтийской таможни, который запустили в феврале 2017 года, стала организация хранения сухих контейнеров с транзитными грузами, в отношении которых не были выявлены риски. Для участия в пилотном проекте необходимо подать в таможню соответствующее уведомление и предварительную информацию о товарах.

К работе в рамках пилотного проекта присоединились все ключевые терминалы Большого порта в Санкт-Петербурге.

К концу прошлого года пилотный проект охватил 28 тысяч транзитных деклараций из 57 тысяч, а в октябре 2018 года – 27 тысяч из 44. В таможне сообщают, что время выпуска безрисковых транзитных поставок не в рамках эксперимента составляет около часа, тогда как пилотный проект позволяет таможенникам оформлять декларации в два раза быстрее.

Электронные судовые дела

Также в экспериментальном режиме Балтийская таможня применяет технологию таможенного оформления и таможенного контроля морских судов при прибытии в электронном виде. К пилотному проекту подключены все таможенные посты Балтийской таможни.

Эксперимент, который обеспечивает электронное взаимодействие таможенных органов с морскими перевозчиками, а также любое взаимодействие между государственными службами, администрацией порта и терминалом, организован на базе КПС Портал Морской порт.

Благодаря этой технологии перевозчик может уведомить таможенников о прибытии судна и подать предварительный комплект документов и сведений в КПС «Портал морской порт». Инспектор таможни поступившие сведения анализирует и по каждому из коносаментов принимает решение. Факт прибытия судна при этом фиксируется в электронном журнале. В результате этих манипуляций судовое дело автоматически регистрируется и получает свой порядковый номер.

С момента запуска эксперимента и по октябрь 2018 года таможенники оформили в электронном виде 243 прибытия месяцев 2018 года 105 прибытий, а всего. Балтийская таможня планирует в скором времени перейти на стопроцентное оформление судовых дел в электронном виде.

Некоторые участники ВЭД, однако, скептически относятся к эксперименту, полагая, что никаких преимуществ такая технология не даёт, а от ведения судовых дел в электронной форме легче никому не становится, так как они редко нужны для дальнейшей работы с грузом.