Применение мер по минимизации рисков таможенниками в абсолютном большинстве случаев ведёт к увеличению сроков таможенного оформления товаров. Это, в свою очередь, приводит к дополнительным издержкам бизнеса.


Самая издержкоёмкая мера — это, безусловно, таможенный досмотр. По оценкам участников внешнеэкономической деятельности, даже партии добросовестных декларантов таможенники выставляют на досмотры в сорока случаях из ста.

При этом за выставление контейнера на площадку (погрузо-разгрузочные работы) всегда платит декларант. На Контейнерном терминале Санкт-Петербурга, например, за «выставление на досмотр» можно заплатить около 17 тысяч рублей за один контейнер.

В целом, если говорить о морских перевозках, дополнительные затраты на проведение осмотров и досмотров (в том числе, с применением инспекционно-досмотрового комплекса, МИДК) в зависимости от порта могут составлять от 15 до 35 тысяч рублей за контейнер.

Если речь идёт об автомобильных перевозках, то «открыть» машину стоит дешевле — от 500 до 1000 рублей. В любом случае эти расходы ложатся на плечи импортёра.

Длительность же досмотровых операций порой превышает сроки бесплатного терминального хранения. В Новороссийском порту, например, груз может простоять неделю в очереди на досмотр, а потом ещё столько же будет длиться сам досмотр.

Нельзя не упомянуть и коррупционную составляющую, которая в целом актуальна для всех дополнительных мер контроля со стороны таможни. Речь при этом не обязательно идёт о взятках за совершение таможенниками незаконных действий — например, сокрытии контрабанды. По словам участников ВЭД, оперативное согласование с функциональными подразделениями или руководством таможенного поста тоже может потребовать «денежного вознаграждения».

В конечном итоге несвоевременная поставка товара для импортёра чревата штрафными санкциями по договорам с ритейлерами.

Поэтому очевидно, что если товар ввозится для дальнейшей реализации на территории РФ, то все издержки, возникшие при таможенном оформлении товаров, будут неизбежно заложены в их стоимость.

По приблизительным оценкам бизнесменов, цена товара для конечного потребителя из-за затрат, связанных с задержками на таможне, может увеличиваться и в два, и в три раза.

Импортёры стараются заранее учитывать эти риски, однако из-за непрозрачности и непредсказуемости СУР даже для «белых» компаний, а также коррупции в таможне просчитать все издержки порой не представляется возможным.

Фото: pixabay.com