Открытие границ для транзитной «санкционки» потребовало разработки системы мониторинга, взяться за которую хочет «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), действующий оператор «Платона». Эту работу предприятие Игоря Ротенберга и «Ростеха» оценило в 21,8 млрд руб., а участникам рынка услуга обойдётся в 300 руб./сутки.

Цифры приводятся в проекте концессионного соглашения между кабмином и Центром развития цифровых платформ, копия которого есть у РБК. Подлинность документа подтвердили два источника, а представитель Минтранса сообщил о передаче соглашения в правительство.

На что потратят миллиарды

С 1 июля начал действовать президентский указ, разрешающий транзитные перевозки санкционных товаров в другие страны. Условием является использование электронных навигационных пломб – суточная стоимость одной составит 300 руб. Контроль за грузами будет происходить через систему отслеживания, что позволит гарантировать факт неразгрузки грузовика.

В Минтрансе рассказали о тестированиях системы и полной её готовности к запуску в 30 пропускных пунктах: 20 автомобильных и 10 ж/д. Необходимое обучение для работы с системой прошли сотрудники ФТС, Ространснадзора и РЖД, подготовлен запас пломб.

Претенденты

Свой интерес к проекту не скрывает РТИТС – нынешний оператор «Платона». Ему на 100% принадлежит Центр развития цифровых платформ, специализирующийся на создании компьютерного ПО. Головная компания рассчитывает, что её «дочке» власти компенсируют инвестиционные затраты в размере 2 млрд руб., а суммой чуть менее 20 млрд руб. покроют эксплуатационные расходы.

В минувшее воскресенье глава транспортного ведомства Евгений Дитрих заявил, что проект временного регламента допускает возможность участия сразу нескольких операторов. Решения о назначении единственного исполнителя в лице «дочки» оператора системы «Платон» ещё нет, а внезапным соперником РТИТС оказалось АО «ГЛОНАСС»: накануне вступления в силу указа президента в правительство пришло письмо о желании организации участвовать в проекте. Как поясняет собеседник издания, теперь власти обязаны изучить новую кандидатуру, ознакомиться с предложениями и после этого сделать свой выбор.

Замглавы АО «ГЛОНАСС» Александра Аронова, в свою очередь, рассказала о реализации компанией системы мониторинга за автомобильными и ж/д перевозками с 2016 года: пломбы по цене 960 руб. ставились на грузы из Украины в Казахстан и Киргизию. При тарифе 300 руб. за пломбу в сутки окупаемость эксплуатации системы можно обеспечить без бюджетной поддержки, но при наличии постоянного уровня грузопотока и предоставлении оператором допуслуг, уточнила Аронова. В числе последних – температурный контроль при транспортировке скоропорта.

Что выйдет в перспективе?

По оценке издания, за 10 лет сборы с перевозчиков могут добраться до отметки в 3,8 млрд руб. Это компенсирует 18% расходов на разработку и использование системы, а общий экономический эффект для казны достигнет 16,7 млрд руб.

Вместе с этим Минтранс пообещал не брать с перевозчиков деньги за пломбы до конца текущего года. Такой переходный период даст участникам проекта возможность «комфортно начать работать с системой», а у бизнеса и государства появится время на отладку всех процессов.