Большегрузы ждёт новая система весогабаритного контроля

ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы« (РТИТС), на 23,5% принадлежащая Игорю Ротенбергу, получит концессию на создание и эксплуатацию автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК) — сообщили «Ведомости» со ссылкой на участников переговоров в Минтрансе. Оператор дорожного сбора ПЛАТОН обещает инвестировать 120,5 млрд руб. в создание 387 контрольных пунктов на дорогах.

«Рамки» развернут к 2020 году. Сейчас в порядке эксперимента в России действует 27 точек АСВГК. Срок предполагаемой концессии – 11 лет. РТИТС рассчитывает, что государство вернёт вложенные в проект деньги, выплачивая из бюджета 10,46 млрд руб. ежегодно. Почти столько же — 10,6 млрд руб. в год — компания получает как оператор системы «ПЛАТОН». Контракт между государством и РТИТС могут заключить в ближайшее время — утверждают источники «Ведомостей».

Дорожный сбор не оправдал ожиданий, поэтому РТИТС добивается права собирать с владельцев большегрузов штрафы до полумиллиона рублей. Передача полномочий Ространснадзора частной компании усилит поборы с перевозчиков, разорив многих из них, и рикошетом ударит по потребителям, — считают опрошенные нами эксперты.

Андрей Бажутин, председатель Объединения перевозчиков России.

Система ПЛАТОН с самого начала работала некорректно. Когда она вводилась, РТИТС заявлял об ожидаемых доходах — 40-50 млрд руб. в год, которые пойдут на постройку автодорог.

Но перевозчики не приняли ПЛАТОН, и это привело к недополучению средств. За три года собрали в лучшем случае 45 млрд руб., которые расходовали нецелевым образом: вместо федеральных трасс ремонтировали городские дороги и мосты.

Весогабаритный контроль тоже работает неэффективно. Если автомобиль перегружен, необходимо разобраться, кто виноват, – грузоотправитель или перевозчик. Но чтобы доказать обман грузоотправителя, перевозчик должен отдельно взвесить груз и автомобиль, а условий для этого нет. Поэтому в суде невозможно ничего доказать.

По закону перегруз не должен превышать 2%, а погрешность электронных весов по указанию самих производителей достигает 20%. Штрафы для перевозчиков — от 150 до 450 тыс. руб. У некоторых это вся чистая прибыль за год.

Штрафы собирает Управление государственного автодорожного контроля, основная задача которого — не разобраться в ситуации, а собрать деньги в бюджет, неважно, каким образом.

Теперь эту непродуманную систему хотят передать частной компании РТИТС, зарекомендовавшей себя лишь как сборщик денег. Правительство и РТИТС, по сути, одно и то же, а политика Минтранса направлена на монополизацию рынка. Весовым контролем, ПЛАТОНом и прочими поборами пытаются выдавить с рынка частных перевозчиков. Если в 2015 году на их долю приходилось 70% грузового автопарка, и 30% — на крупные транспортные компании, то сегодня всё наоборот. При этом трафик перевозок сильно упал. Какое-то время перевозчики будут пытаться обходить закон, но в итоге махнут рукой и уйдут с рынка. Останутся компании-монополисты, что отразится на ценах в магазинах, ведь 80% товаров перевозится автотранспортом.

Владимир Матягин, глава ассоциации «Грузавтотранс».

Весогабаритный контроль нужен при условии, что он будет объективен. Да, перевозчики нарушают закон. В одну машину иногда втискивают в три раза больше, чем положено. Но почему так делают, государство не интересуется.

В «перегрузе» часто виноваты грузоотправители, заинтересованные в получении суперприбыли, а контролирующие органы, взимающие дань с перевозчиков, этому потворствуют.

Не все комплексы весогабаритного контроля работают корректно. Например, возникают проблемы с дорожным полотном, в которое вмонтированы весы. Когда на нём появляются колеи, трещины, прибор работает неправильно. Мы предлагаем оборудовать комплексы стационарными контрольными весами, как в Австрии. Если при проезде через весы загорается красный свет, водитель сворачивает на стационарный пункт контроля, и эта инстанция принимает решение, выставлять или не выставлять штраф. Надеюсь, РТИТС как независимый оператор скорее услышит предложения бизнеса, чем правительство. Насколько я знаю, они готовы согласовывать с перевозчиками некоторые позиции.

Павел Шапкин, председатель Национального союза защиты прав потребителей.

Поскольку бизнес не может продавать товары и услуги из-за низкой покупательной способности населения, придумали очередное вымогательство. Под благими предлогами окологосударственному бизнесу передают новые функции.

Весовой контроль, ПЛАТОН, штрафы с камер видеонаблюдения тоже собирают и перераспределяют средства в пользу частных компаний. Эти нововведения ничего не дают потребителям.

Возьмём Арзамасский приборостроительный завод, по территории которого слоняются без дела шесть тысяч человек. Чтобы загрузить их работой, надо постоянно отдавать на проверку счётчики газа и воды, покупать новые счётчики. Другой пример: усмановская маркировка товаров (оператор системы цифровой Центр развития перспективных технологий, на 50% принадлежащий USM Holdings Алишера Усманова — прим. авт.). За усиление весогабаритного контроля заплатят все – перевозчики, грузоотправители, потребители.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: