Конфликт между железнодорожным перевозчиком и терминалом в морском порту – классика логистического процесса. В порту Усть-Луга придумали, как оптимизировать перевозку и перевалку грузов и предложили создать институт «портового оператора» — посредника, который будет осуществлять организацию и оперативное управление маневровой работой в порту и на инфраструктуре припортовой станции.

Воз и ныне там

По действующему законодательству операторы терминалов в порту должны иметь равный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта, а обслуживание того или иного морского терминала на предпортовых станциях не может носить приоритетный характер.

При этом Федеральный закон № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» подразумевает, что отношения по поводу эксплуатации железнодорожных путей в морском порту, подачи и уборки вагонов регулируются договором. Заключают этот договор перевозчик и оператор морского терминала с учётом особенностей законодательства о морских портах.

Типовую форму договора утверждает федеральный орган исполнительной власти в области транспорта. ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) подготовило проект такого документа, но участники перевозки и перевалки груза в порту так и не смогли прийти к согласию.

«Стык железнодорожного транспорта с промышленным является больным местом транспортной проблемы. То обстоятельство, что в этом случае транспортные объекты принадлежат двум владельцам, постоянные столкновения между ними, борьба за свои интересы – всё это часто противоречит государственным интересам. Из-за этого задерживаются вагоны, увеличиваются простои и пробеги, расход топлива, часто усложняется перегрузка и так далее», — эта цитата из научного труда «Единый технологический процесс на транспорте» 1944 года актуальна и сегодня.

Учёные предложили разработать решение проблемы взаимодействия между участниками процесса перевозки грузов 75 лет назад, но единения в порту по-прежнему нет. Единый закон, регулирующий процесс перевозки и перевалки груза в порту в полной мере, так и не принят, а различные виды транспорта руководствуются различными нормативными правовыми актами.

Решение есть

Если стороны не могут между собой договориться, то нужен посредник, способный урегулировать их отношения ещё до возникновения конфликта. Будучи убеждёнными в том, что для организации оптимального и прозрачного взаимодействия в порту необходим эффективный инструмент, руководство порта Усть-Луга создало в качестве пилотного проекта портового оператора.

АО «Порт Усть-Луга транспортная компания» («ПУЛ транс»), основанное в 2007 году, стало самостоятельным субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации», и связующим звеном между грузоперевозчиком и терминалом. На инфраструктуре РЖД портовый оператор работает по доверенности от РЖД, а на путях терминалов порта — на основании договоров с операторами морских терминалов.

Портовый оператор диспетчеризирует маневровые работы, обеспечивает бесперебойность технологического процесса в припортовом транспортном узле, регулирует подводы поездов к порту с учётом положения на терминалах.

По данным порта Усть-Луга, благодаря работе оператора постоянно увеличивается грузооборот порта, сократились издержки всех участников перевозочного процесса, снизился срок оборота вагонов и увеличилась пропускная способность станции и каждого из терминалов. В результате услуги стали качественнее, а движение — безопаснее. Клиент же получает комплексное решение, вследствие чего есть взаимная заинтересованность в сокращении производственных потерь.

Кроме того за счёт автоматизации все процессы производства для каждого терминала сводятся к единой карте транспортного узла.

Опираясь на положительный опыт пилотного проекта, директор порта Усть-Луга Игорь Евстафьев на комитете по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) в Москве предложил распространить этот опыт на все порты и рассмотреть вопрос о введении на законодательном уровне нового участника перевозочного процесса.

По мнению Игоря Евстафьева, такой координатор должен стать полноценным субъектом транспортного права, а в федеральные законы необходимо ввести понятие «портового оператора».

Если комитет ТПП РФ выступит с законодательной инициативой, а Госдума документ одобрит, то рынок наконец-то может получить единое регулирование взаимодействия различных видов транспорта в порту.

 

Фото: https://oil.vision/