Грузооборот Северного морского пути (СМП) в одах вырос с 4 до 20 млн тонн, а к 2024 достигнет 80 млн тонн, если будет выполнен Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
Оптимисты утверждают: Севморпуть может составить конкуренцию Суэцкому и Панамскому каналам, ведь это кратчайший путь, соединяющей Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом, а глобальное потепление сделает плавание в арктических водах менее опасным. Однако в споре о будущем СМП по-прежнему больше вопросов, чем ответов.
Великий газовый путь в Китай
Согласно планам правительства, основу грузопотока СМП составит сжиженный природный газ (СПГ), добываемый и сжижаемый на арктических полуостровах Ямал и Гыданский.
— Расширение Северного морского пути — успех для «Новатэка». Будучи частной компанией, она получила сильную поддержку от государства — налоговые льготы, строительство порта Сабетта и т.д. Несмотря на то, что проект «Ямал СПГ» изначально рассматривался как потенциальный источник поставок газа в Европу, он сосредоточился на Китае. И именно отношения между Кремлём и китайским правительством заставили его работать. Китайские компании и банки вложили значительные средства в проект, и во время санкций США и Европы против России он не мог бы продолжаться без китайской поддержки, — отмечает Саймон Пирани, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований.
По мнению эксперта, хотя целевой показатель в 80 млн тонн выглядит амбициозно, российское правительство и «Новатэк» будут и дальше стремиться к расширению экспорта СПГ в Китай. Этой цели служат проекты «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове и, возможно, «Арктик СПГ-3» на Обской губе.
— Если это будет сделано, Россия станет мощной силой на рынке СПГ, бросая вызов Катару и США. Это ослабит зависимость страны от экспорта трубопроводного газа в Европу, — считает Пирани.
Проблемное наследство «Росатома»
Доля СМП в общем грузообороте российского морского флота, который в 2018 году превысил 800 млн тонн, всё еще скромна. Задача её увеличить возложена на «Росатом», в состав которой входит ФГУП «Атомфлот», ведающее атомными ледоколами. Закон, назначающий «Росатом» оператором Севморпути, Владимир Путин подписал 28 декабря 2018 года. Отныне «Росатом» управляет СМП как коммерческим предприятием, а Минтранс через ФГБУ «Администрация Севморпути» устанавливает правила ледовой проводки и следит за погодой.
СМИ называют решение компромиссным, а отношения между госкорпорацией и министерством — ледяными. В беседе с нами и.о. руководителя администрации Севморпути Николай Монько отказался комментировать назначение «Росатома» оператором СМП.
— Когда в девяностые появились частные компании, оказалось, что использование Севморпути — это дорого. Арктика стала малопосещаемой, атомоходы ржавели. Того, что есть сейчас, — недостаточно, особенно в зимнее время — говорит ледовый капитан Игорь Злодеев, инструктор Университета морского и речного флота им. адмирала Макарова.
До распада СССР в Мурманском морском пароходстве было 11 атомоходов. Сейчас лишь четыре.
— Не всё было утрачено в постсоветские годы, но ледоколов, действительно, не хватает — и атомных, но и дизельных. Но в Арктике работают корейские, китайские, немецкие ледоколы, — отмечает и.о. руководителя ФГБУ «Администрация СМП» Николай Монько.
По заказу «Атомфлота» Объединенная судостроительная корпорация строит на Балтийском заводе три новых ледокола с ядерными реакторами общей стоимостью 121 млрд рублей. Ещё один атомоход проектируется. По мнению Игоря Злодеева, чем больше будет больше ледоколов, тем интенсивнее будет использоваться СМП, но сроки их вывода переносят по политическим, техническим, экономическим причинам.
Так, сдать один из новых ледоколов планировали в 2017, но из-за срыва поставок турбин срок перенесли на конец 2019 года. Ввод в эксплуатацию двух других ледоколов намечен на 2021 и 2022 годы. Обновление ледокольного флота позволит сохранить нынешние мощности после того, как советские корабли отправят в утиль. Но некоторые эксперты сомневаются в том, что новая флотилия себя окупит.
— Нет достоверных данных о стоимости эксплуатации атомных ледоколов. «Росатом» заявляет: «Это ядерные технологии. Мы не можем говорить о них открыто». Налогоплательщики не знают, сколько стоит работа атомного ледокола. Но есть хорошая цитата Германа Грефа о том, что энергия, вырабатываемая плавучей атомной станцией, в семь раз дороже любой другой производимой энергии. Думаю, эта оценка справедлива и для атомного ледокольного флота. Расходы на его содержание разорительны, — считает эксперт Российского социально-экологического союза инженер-физик Андрей Ожаровский.
По его мнению, атомные ледоколы можно заменить обычными дизельными судами с сопоставимой мощностью.
— С точки зрения экологии, атомный ледокол — это плавучий ядерный реактор. На нём могут происходить серьёзные аварии, как на самом первом атомном ледоколе «Ленин» в 1965 году. Конечно, реакторы на них производят меньше отходов, чем стационарные атомные станции, но в долгосрочной перспективе непонятно, что с этими отходами делать, — предупреждает эксперт.
Арктика по-прежнему опасна
— «Росатом» обеспечивает караван судов ледоколами и получает за это деньги. Он заинтересован, чтобы движение по СМП было интенсивнее, и будет практичнее подходить к выдаче разрешений на плавание в полярных водах, — полагает Игорь Злодеев.
Однако плавание по СМП осложняет нехватка подготовленных моряков.
— С того момента, как суда под иностранным флагом стали работать в Арктике, среди судоводителей появились индусы, индонезийцы, китайцы, никогда не видевшие льда. Появились суда нового поколения, например, газовозы типа «Кристоф де Маржери» (танкер, принадлежащий «Совкомфлоту», — прим. авт.) с замечательной конструкцией и двигателями. Но нужен опыт, чтобы их эксплуатировать, — отмечает эксперт.
По словам Николая Монько, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по СМП, необходимо развернуть сеть полярных станций и создать структуру, которая будет обрабатывать поступающую с них информацию о погодных условиях. О том, что арктическую природу рано сбрасывать со счетов, предупреждает и Андрей Ожаровский.
— Наблюдаемое сейчас изменение климата ведёт к сокращению ледового покрова и к открытию Севморпути. Но ледовые шторма не исключены. Мы видели серьёзные происшествия, в том числе — затопления судов из-за того, что двухметровые льдины при сильном волнении моря их повреждали. От этого атомный ледокол караван не спасёт. Он может проломать путь во льду, но при ледовом шторме судно беззащитно, — говорит эксперт.
Фото: John Boyer