Знакомый сценарий: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвиняет порт в злоупотреблении положением естественного монополиста и требует понижения тарифов, затем начинается серия судебных разбирательств.

История напоминает нашумевшее дело о споре Новороссийского морского торгового порта (НМТП) и ФАС, только в случае с Приморским торговым портом (ПТП) окончательное решение Президиум Верховного суда (ВС РФ) уже принял в пользу порта. Отметим, что ПТП входит в группу НМТП. Похоже, судебные разбирательства с ФАС – это у них «семейное».


Монополист может всё

В ноябре 2016 года в ФАС поступили жалобы ПАО «НК «РуссНефть» и ПАО «НК «Роснефть» на завышенные тарифы на перевалку нефти в порту Приморск (ПТП): до 2015 года перевалка 1 тонны нефти (брутто) в порту стоила 79 рублей, с 1 января 2015 года стоимость увеличилась до 99 рублей, а с 1 мая 2015 года руководство порта установило тариф в размере 2,25 долларов США за одну тонну (брутто).

Порт включён в реестр естественных монополий, и альтернативных хозяйствующих субъектов на территории ПТП нет. При этом себестоимость услуг перевалки нефти сократилась, а рентабельность порта достигла 263,84%. На этом основании ФАС признала установленные цены монопольно высокими, а порт объявила нарушителем закона о защите конкуренции.

В суде ПТП парирует: порт Усть-Луга составляет конкуренцию в части перевалки нефти, и у потребителей услуг выбор есть, поэтому не стоит ограничивать географические границы рынка оказания услуг только портом Приморск – их нужно расширить. С этим аргументом Арбитражный суд согласился: действительно, есть другие порты, оказывающие аналогичные услуги, в частности латвийский порт Вентспилс, а также порты Дальневосточного, Арктического и Азово-Черноморского бассейна.

Экспортёры против

У экспортёров нефти такой подход, однако, вызвал недоумение: в утверждённом графике Министерства энергетики России (Минэнерго) указан именно ПТП, поэтому они вынуждены отгружать нефть именно из этого порта. Кроме того, нельзя игнорировать долгосрочные контрактные обязательства по поставке нефти через порт Приморск и уже заключённые договоры, которые предполагают реализацию через ПТП около двух третей нефти на экспорт. Стоимость перевалки в иностранной валюте влечёт за собой существенный рост расходов компаний.

В ответ ПТП сослался на Административный регламент Минэнерго, дающий право нефтяным компания подавать заявки на уточнение и изменение направления отгрузки. Более того, Минэнерго сообщило: в период с января 2014 по март 2016 года заявки нефтяных компаний на подобное уточнение графика неоднократно поступали. То есть это не абстрактная возможность, а вполне востребованная среди экспортёров нефти.

Шах и мат

По мнению ПТП, то, что экспортёры имеют право получать выручку в валюте, а порт установить соответствующие тарифы не может — несправедливо. Но несмотря на напоминание представителей Роснефти о том, что в отличие от ПТП экспортёры нефти выплачивают в российский бюджет соразмерные валютной выручке пошлины, суд встал на сторону порта. В результате тарифы на перевалку нефти остались в долларах США.

Интересно, что и в случае с ПТП, и с НМТП Арбитражный суд и 9 арбитражный апелляционный суд Москвы оказались на стороне портов, Верховный суд в обоих случаях вынес решение в пользу ФАС, а Президиум ВС РФ впоследствии встал на сторону ПТП. Но если с ПТП всё уже решено, то история с НМТП остаётся открытой и ещё может удивить.