Росфинмониторинг предложил предусмотреть в КоАП РФ административную ответственность юридических лиц за легализацию доходов. Штраф можно будет получить даже за опосредованные связи с обнальщиками.
Что изменят
Законопроект Росфинмониторинг опубликовал на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Кроме поправок в КоАП РФ, которые предусмотрят ответственность за легализацию денежных средств и иного имущества, изменения коснутся ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части возложения на юридических лиц и их органы управления или контроля принимать меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём)».
Необходимость изменений в ведомстве объяснили отсутствием в российском законодательстве обязанности по применению мер, предупреждающих легализацию преступных доходов. В проекте Федерального закона разработчики предложили примерный перечень таких мер: юридические лица должны будут сотрудничать с правоохранительными органами; внедрять процедуры, направленные на установление добросовестности контрагентов в рамках совершения сделок; информировать работников о мерах, которые применяются для предупреждения вовлечения их в легализацию доходов, полученных преступным путём. Всё это должно мотивировать юрлиц ответственнее подходить к обеспечению безопасности и инвестиционной стратегии, а также «способствовать принятию ими действенных мер контроля за членами органов управления и наёмными работниками».
Преступные сделки
Изменения в КоАП РФ должны привести российское законодательство в соответствии с положениями 3 Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Новая статья Кодекса касается случаев, когда сделки или финансовые операции совершаются с имуществом, приобретённым преступным путем. Наказание предполагает административный штраф не менее 1 млн рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 суток с конфискацией. Конфисковывать будут денежные средства и другое имущество — предмет правонарушения, а также любые доходы, полученные от сделок или финансовых операций с этим имуществом. В пояснительной записке к законопроекту указано, что в целях обеспечения неотвратимости наказания нужно установить шестилетний срок давности по этой статье.
Вердикт ОРВ
Минэкономразвития провёл оценку регулирующего воздействия проекта Федерального закона и нашёл в нём недочёты. Во-первых, обязанность принимать «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предупреждению легализации доходов, полученных преступным путём» носит общедекларативный характер. Такой подход устанавливает для юридических лиц лишь общие требования — без конкретизации условий, обстоятельств и действий. Это не позволит юрлицам в полной мере исполнять возлагаемые на них обязательства. Перечень мер, указанный в законопроекте, по итогам процедуры ОРВ назвали недостаточными и необоснованными.
Во-вторых, участники дополнительных публичных консультаций отметили, что Проект может потребовать от юрлиц разработки или приобретения специального программного обеспечения, которое будет контролировать реализацию мер по предупреждению отмывания доходов, полученных преступным путём. Потребуется создавать специальное подразделение, обучать персонал. Всё это не только приведёт к финансовым и трудовым затратам, но и потребует определённого периода времени для реализации. Поэтому переходный период предлагается установить не менее 6 месяцев.
Тем не менее, в Минэкономразвития посчитали, что законопроект решает поставленные перед ним задачи: там лишь указали на избыточные административные ограничения и на положения, которые способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности.
Оставить комментарий