Последнее время о росте и перспективах торгового российско-азиатского сотрудничества говорят на всех отраслевых площадках. В рамках выставки International commodity fair — 2019 различные аспекты такого взаимодействия обсудили эксперты.
Лицом на Восток
— Сегодня Россия всё больше поворачивается лицом к азиатским странам, — говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. По данным компании, доля азиатских стран в российском экспорте выросла за пять лет с 28% до 34%. Эту тенденцию, в том числе, усиливают санкции в отношении России.
Очевидно, что основная доля российско-азиатских торговых операций приходится на Китай. Россия и Китай входят в число крупнейших торговых партнёров, общий объём взаимного экспорта постоянно растёт – за последние пять лет показатели внешней торговли увеличились почти в два раза. По данным таможенного ведомства КНР, товарооборот России и Китая только за первый квартал 2019 года составил более $24 млрд, причём как за счёт импорта, так и экспорта.
Российский экспорт в Китай – это преимущественно ресурсные товары (нефть и газ 74%, древесина 6%). Тем не менее, исследования Российского экспортного центра (РЭЦ) свидетельствуют о том, что Китай «хорошо встречает» самые разные российские товары. Так, на одной из последних крупнейших выставок в Китае самым посещаемым стал стенд российских музыкальных инструментов. Популярны в Китае и детские игрушки из России, и спорттовары. Китайцы же в основном экспортируют в нашу страну машиностроительное оборудование (50%) и одежду (3%).
Инвестиции подкачали
Эксперты отмечают, что финансовые потоки между странами значительно уступают внешнеторговым оборотам.
— Инвестиции из Китая не увеличиваются, а успешных историй всё меньше, так как внешняя инвестиционная деятельность Китая из ресурсной, сырьевой отрасли уходит в высокотехнологичную, — говорит Худалов.
По оценкам АКРА, общая сумма крупнейших китайских прямых инвестиций в экономику России в составила лишь $8,4 млн. Но в компании уверены, что ограничения на отток капитала и меры, направленные на расширение финансирования проекта «один пояс – один путь», открывают перед странами СНГ новые возможности по привлечению прямых китайских инвестиций.
Кроме того, отмечает Худалов, новые промышленные предприятия становится интереснее строить в России, и в перспективе всё больше крупных предприятий будет перемещаться в РФ: китайское правительство усиливает экологическое давление на национальных производителей и перенос части производственных мощностей за пределы Китая, по мнению экспертов, — разумная инициатива. Кроме того, Россия может предоставить дешёвые ресурсы и высококвалифицированный персонал. По оценкам АКРА, средняя месячная зарплата в России — $643 против $950-1000 в Китае, стоимость российской электроэнергии в четыре раза дешевле китайской, а газа – в 4,7 раз.
Главное – правильно выйти
Если говорить о несырьевом экспорте, то китайский рынок был и остаётся для бизнесменов из России крайне привлекательным и перспективным. Основатель компании SkyLex Людмила Фёдорова отмечает, что ёмкость рынка в Китае выше российского в десять раз, а платёжеспособность населения там выше в 2,7 раз. Чтобы начать с ноля экспортировать продукцию в Китай, эксперт предлагает заранее проработать пять этапов: защита интеллектуальной собственности, анализ рынка и план выхода на него, маркетинговые исследования (встречи с потенциальными покупателями, фокус-группы), сертификация продукции и организация тестовых продаж не менее чем в пятидесяти магазинах Китая. Также для успешного вывода продукции на китайский рынок Людмила Фёдорова рекомендует проводить переговоры с сетями не в России, а в Китае – там это занимает в несколько раз меньше времени (1-2 месяца против 12-15).
При выходе российских экспортёров на китайский рынок играют роль и культурные особенности, и правильное позиционирование продукта на рынке, и сильный канал продаж, и грамотный подбор поставщиков.
Самим не стоит
Опытные экспортёры говорят о высокой сложности ведения переговоров с китайскими контрагентами, и часто встречающиеся случаи финансового мошенничества со стороны китайцев, и хорошо известные проблемы с защитой прав интеллектуальной собственности. Помощь начинающим экспортёрам готов оказать Российский экспортный центр. Усилиями РЭЦ и региональных экспортных центров бренд «made in Russia» становится всё более узнаваемым на рынке Китая, а отечественные экспортёры могут получить не только организационную и консультационную поддержку, но и финансовую. РЭЦ оказывает поддержку в вопросах сертификации, защиты прав интеллектуальной собственности за рубежом (регистрация товарных знаков, оформление патентов), таможенно-логистического сопровождения. Также РЭЦ частично компенсирует экспортёрам расходы на выставочную и ярмарочную деятельность, страхует краткосрочную дебиторскую задолженность, аккредитует экспортные контракты.
По словам руководителя проекта РЭЦ по поддержке экспорта потребительских товаров Максима Чапова, в прошлом году РЭЦ поддержал более 10 тысяч компаний, а общий объём поддержки составил $18,8 млрд. Лидером среди региональных центров по поддержке экспорта стал Московский РЭЦ.
— В рамках выхода на китайский рынок [московские] компании несут затраты только на перелёты и проживание, а остальные прямые затраты, например, на участие в выставках, берёт на себя правительство Москвы. Важный инструмент продвижения — возможность участия и выхода на электронные торговые площадки, например, Алибаба, — мы компенсируем половину затрат на регистрацию на площадке и полностью возмещаем затраты на статус «золотой поставщик», — говорит руководитель АНО «Московский экспортный центр» Виталий Степанов.
Эксперты и аналитики, приводя различные примеры, сходятся в том, что самостоятельный выход на рынок Китая с большей степенью вероятности окажется малоэффективным – российская компания фактически обречена в этом случае столкнуться со сложностями в выборе правильного названия и позиционирования товара, с противодействием со стороны китайской таможни, с трудностями при защите от копирования.
Оставить комментарий