Из всей обуви кроссовки занимают лидирующие места по популярности среди россиян, но далеко не каждый покупатель носит легальную продукцию. Отечественный рынок кроссовок достигает 234 млрд руб., из которых около 77 млрд (или 33%) приходится на контрафакт.

Каналы продаж

К таким выводам пришли аналитики Brandmonitor, на чьё исследование ссылается «Коммерсантъ». По данным компании, большая часть подделок (70% или 54 млрд руб.) продаётся в торговых центрах или на рынках, остальное – в интернете. Средняя стоимость товара варьируется от 2 тыс. до 2,9 тыс., тогда как оригинальная продукция стоит 4-5 тыс. руб.

В этом году уже несколько раз появлялись сообщения о выявлении и конфискации контрафактной продукции в офлайн-точках. В конце июня служба таможенного контроля после выпуска товаров СЗТУ нагрянула с проверками сразу в три торговых центра Петербурга. Интерес для таможенников представляла сеть магазинов, торгующая подозрительно дешёвой спортивной обувью. Так, модели кроссовок Adidas стоили от 2,5 тыс. до 5,9 тыс., хотя на официальном сайте дешевле 14,9 тыс. их купить практически невозможно.

В сентябре астраханские таможенники обнаружили в одном из торговых центров города крупную партию контрафактной спортивной взрослой и детской обуви с товарными знаками Reebok, Adidas, Fila, New Balance. Никаких товаросопроводительных документов у владельца точки не нашлось, товары таможня изъяла. Позже представители правообладателей подтвердили наличие признаков контрафактности, оценив размер нанесённого им ущерба более чем в 3 млн руб.

Второй канал поступления контрафакта — интернет, точнее, площадки «Яндекс.Маркет» и Avito. Об этом говорит глава компании «ДжамильКо», эксклюзивный дистрибутор обуви New Balance и Timberland в России Кира Балашова, отмечая, что с 2017 года изъяли свыше 10 тыс. пар поддельной обуви.

Спрос рождает предложение

Целевой аудиторией поддельных кроссовок эксперты BrandMonitor называют молодёжь до 24 лет. Судя по опросу, 68% особо не интересуются подлинностью обуви, а порядка 38% респондентов осознанно приобретают такие товары, в том числе из-за нехватки денег. Во всех возрастных категориях контрафакт выбирает четверть опрошенных граждан страны. При этом почти половина уверена в том, что сможет распознать нелегальную продукцию при заказе через интернет, тогда как 42% заявили обратное. Как отмечает Балашова, до 30% покупателей выбирают подделки по незнанию, хотя располагают достаточными средствами на покупку оригинала.

Что касается люксового сегмента, то здесь в числе самых часто подделываемых марок Gucci, Louis Vuitton, Balenciaga и Yeezy Boost. Копируются и известные спортивные бренды, среди которых Adidas, Nike, Reebok, New Balance. Несмотря на постоянную борьбу с подделками, этот рынок продолжает увеличиваться. Такую тенденцию эксперты связывают с доходами населения, которые в первой половине 2019 года сократились на 1,3%.

Напомним, с 1 июля в России началась регистрация участников обувного рынка в системе «Честный знак». Оборот немаркированных товаров будет запрещён с 1 марта 2020 года, а за месяц – до 1 апреля – есть возможность нанести штрих-коды на остатки, купленные до марта, но полученные позже.