Минфин намерен усилить фискальную нагрузку на производителей и продавцов товаров, подлежащих обязательной маркировке

Щадящему налоговому режиму для малых предприятий и ИП приходит конец. Минфин планирует усилить фискальную нагрузку на производителей и продавцов товаров, подлежащих обязательной маркировке. Слабый голос представителей малого и среднего, которые называют проект «катастрофой», в ведомстве Силуанова не слышат.

В проходящем публичное обсуждение законопроекте «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса» Минфин предлагает исключить из числа плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и пользователей патентной системы налогообложения (ПСН) продавцов и производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке. Ограничения коснутся и сферы действия единого сельхозналога (ЕСХН). Из неё исключат производителей подакцизных товаров, кроме виноделов, использующих собственное сырьё. Выведение из-под удара виноделов, имеющих собственные виноградники, видимо, связано с курсом на импортозамещение в отрасли, одобренным президентом на встрече с общественностью Крыма.

Специальные налоговые режимы предусматривают щадящие условия для малого и среднего бизнеса. При расчёте ЕНВД для юрлиц и ИП, имеющих менее сотни сотрудников и не более 150-ти кв. м. рабочей площади, полученный ими доход значения не имеет. В зависимости от региона, предприниматель заплатит от 7,5 до 15% вменённого дохода, что оптимизирует налоговую нагрузку. Сегодня ЕНВД могут воспользоваться малые предприниматели в сферах розничной торговли, общепита, услуг, перевозок, аренды недвижимости.

На патентную систему переходят ИП, нанимающие не более пятнадцати работников. Она освобождает от уплаты НДФЛ, налога на имущество и НДС. К плюсам системы относят дешевизну патента и отсутствие обременительной налоговой отчётности, к минусам — ограничения по видам деятельности, численности занятых, площади занимаемых помещений. 

ЕСХН со ставкой 6% заменяет налоги на прибыль и имущество для агропроизводителей, получающих не менее 70% дохода за счет сельского хозяйства. Он также облегчает фискальное и бюрократическое бремя.

В битве «гигантов» пострадают «карлики»

Обязательной маркировке до конца 2019 года подвергнутся не только табак и алкоголь, но и парфюмерия, верхняя одежда, обувь, бельё, фотокамеры, шины и покрышки. В экспериментальном порядке маркируются изделия из меха, ювелирные украшения, лекарства. Меры оправдывают борьбой с контрафактом. Специальные штрихкод-идентификаторы, данные с которых поступают в государственную систему мониторинга за оборотом товаров, позволяют прослеживать весь путь продукции от производителя до прилавка.

Введение обязательной маркировки уже само по себе создает головную боль бизнесу. Адаптируясь к новым требованиям, предприниматели вынуждены закупать специальное оборудование, обучать сотрудников, настраивать электронный документооборот. Тем, кто не успеет этого сделать, после введения обязательной маркировки грозят конфискации и штрафы до 300 тыс. руб., а производителям и продавцам крупных партий контрафакта — до трёх лет тюрьмы.

Отмена льготных налоговых режимов может обернуться разорением для большинства несетевых магазинов — предупреждают «Опора России» и Ассоциация малоформатной торговли (АМТ). По их оценке, после отмены ЕНВД и ПСН «налоговая нагрузка [для исключённых] увеличится в разы, а доходность бизнеса в большинстве случаев приблизит к нулю». Например, при переходе с патентной системы на упрощенную, потери ИП составят от 23 до 109% прибыли.

Минфин неоднократно заявлял, что не видит смысла сохранять популярный у малого бизнеса налоговый режим. По словам замминистра финансов Трунина, переход на онлайн-кассы делает существование ЕНВД излишним, так как вводился не с целью сократить налоги, а для упрощения контроля над выручкой и доходами в отраслях, где сделать это было технически сложно. Но Владимир Путин отсрочил решение до 2021 года.

Пояснительная записка к законопроекту не объясняет, почему Минфин хочет ограничить применение ЕНВД, ЕСХН и ПСН. Некоторые эксперты связывают это с дискредитацией специальных налоговых режимов в глазах государства крупными недобросовестными компаниями, дробящими свой бизнес и получающими сверхдоходы.

— Не исключаю, что в законопроекте заинтересован крупный бизнес, прежде всего, в сфере non food, а также крупные торговые сети, перешедшие под контроль госбанков. Крупные компании жалуются, что операторы дробятся и сидят на ЕНВД, чем наносят ущерб белому бизнесу, который платит НДС, — поясняет глава АМТ Владлен Максимов.

Но борьба государства с недобросовестными игроками может обернуться крахом для тех, кто не причастен к злоупотреблениям.

Малый бизнес в ожидании катастрофы

По мнению председателя Национального союза защиты прав потребителей Павла Шапкина, законопроект Минфина — очередное некомпетентное решение, которое не принесет пользы экономике.

Упрощенцы» и «вменёнщики» давно лишены права получать лицензию на розничную продажу алкоголя (кроме пива). Ладно еще, продавцы сигарет, но почему не дают возможности заработать, например, на обуви? — недоумевает Шапкин.

Это — катастрофа, по своим последствиям сравнимая с введением безумных страховых платежей. Ментально очень важно, что люди начали платить налоги, и больше не трепещут, когда приходят проверяющие. Минфин разрушает то, что было сделано в нулевые, — говорит о последствиях законопроекта Максимов. По мнению эксперта, отмена налоговых спецрежимов, придуманных, чтобы «обелить» малый бизнес, вынудит многих предпринимателей закрыться, либо уйти в тень, выводя из легального оборота маркированные и подакцизные товары.

Владлен Максимов не верит, что ведомство Силуанова пойдёт на диалог с бизнесом, большинство представителей которого против инициативы.

Минфин — закрытое ведомство, не склонное консультироваться с бизнесом. В ноябре, когда проект только появился, мы обращались в правительство, но не получили ответа. Если законопроект будет принят, нагрузка [на предпринимателей] увеличится от нескольких раз до нескольких десятков раз, — сказал эксперт.

По словам Шапкина, ограничения усилят и без того тяжёлое бремя, лежащее на малых предпринимателях, которые теряют деньги из-за низкой покупательной способности населения и, даже работая по ЕНВД, УСН и ПСН, всё равно вынуждены платить НДС, покупая бензин, газ или другие товары.