Низкий спрос на отечественное зерно заставляет южные терминалы корректировать ставки на перевалку, причём в сторону уменьшения. Это решение может поддержать сокращающийся второй сезон отечественный экспорт.

Позиция операторов

Первым на этот шаг пошёл терминал КСК: на минувшей неделе цена снизилась почти на 30% — до $15–16 за т. В компании комментарий «Коммерсанту» не предоставили. Неразговорчивыми оказались и другие представители отрасли: в ЗТК «Тамань» промолчали, а глава Новороссийского зернового терминала Владислав Жуков сообщил лишь, что основные тарифы не менялись с середины лета.

Примеру КСК может последовать Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) – крупнейший в стране зерновой терминал: по информации источников, там собираются выставить $16 за т. Но свою позицию оператор предпочёл не комментировать. Собеседник издания допускает, что в скором времени НКХП снизит стоимость, чтобы подконтрольная ВТБ «Мирогрупп ресурсы» смогла дополнительно нарастить цену закупки зерна.

Дисбаланс в действии

По сведениям «Совэкона», за последнюю неделю лета экспортная стоимость на зерно в глубоководных гаванях снизилась до $189. Внутренняя цена, в свою очередь, только подросла: пшеница третьего класса подорожала на 25 руб., четвёртого – на 50 руб.

При этом за первую неделю августа зерно прибавило в поставках 18%, хотя эксперты уже тогда отмечали: текущие котировки мешают экспортёрам в поиске выгодного предложения, а аграрии тормозят продажи и ждут более высоких цен. Тогда средняя стоимость пшеницы с 12,5%-м протеином в портах поднялась с 10,7–11,3 тыс. до 11–11,5 тыс. руб. за т. Зерно третьего класса в европейской части РФ торговалось по 10,4 тыс. руб., четвёртого – по 9,9 тыс. руб.

Мнение экспертов

Обновлённый тариф КСК пока выгоднее, чем в других российских терминалах, но выше зарубежных. Так, по данным главы Совэкона» Андрея Сизова, во французском Руане просят €4 за т, в Украине – $12. Как считает эксперт, падающий экспортный потенциал потянет за собой цены, что позволит поддержать поставки за границу.

Но в том, что снижение стоимости со стороны терминалов будет массовым, гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько сомневается: КСК пытается не потерять объёмы, называя ценовую корректировку оправданным решением. Для остальных операторов такая практика может быть невыгодной или бесполезной.