Федеральная таможенная служба (ФТС России) рекомендует уполномоченным экономическим операторам (УЭО) обеспокоиться вопросом перерегистрации до осени 2019, чтобы ведомство успело обработать все заявления до 1 января 2020 года. Сейчас статус УЭО, полученный по новым правилам, есть всего у 12 компаний.

Сроки поджимают

Получение статуса УЭО обусловлено целым рядом требований, которым должен соответствовать экономический оператор. Это и ведение ВЭД в течение не менее трёх лет, и регулярное оформление таможенных деклараций, и отсутствие задолженности по налоговым и таможенным платежам, и наличие финансовых гарантий деятельности. Проверяют при регистрации УЭО и связь вновь регистрируемого оператора с компаниями, которых когда-либо исключали из реестра уполномоченных операторов. Также для УЭО установлены требования к внутренней системе учёта, площадкам, транспорту.

При этом новый таможенный кодекс предлагает УЭО специальные преференции на основании свидетельства одного из трёх типов, увеличив количество специальных упрощений с 3 до 16 для свидетельств третьего типа.

Свидетельства первого типа предоставляют преимущества при оформлении процедуры таможенного транзита, свидетельства второго типа – при совершении таможенных операций на площадках УЭО и свидетельства третьего типа – льготный порядок выпуска товаров до подачи декларации, а также таможенный осмотр или досмотр в первоочередном порядке.

Те УЭО, которые не успеют перерегистрироваться по новым правилам до 2020 года, не смогут воспользоваться предоставленными Таможенным кодексом ЕАЭС упрощениями.

Требований много, а толку мало

Многие участники ВЭД скептически относятся к преимуществам статуса УЭО, полагая, что фактическая дополнительная нагрузка на компанию с таким статусом, избыточные требования к УЭО нивелируют все упрощения. Так, например, новые требования к системе учёта УЭО лишь усложняют этот учёт, а подача декларации на товары уполномоченным оператором нередко становится фактором риска для таможни, в результате чего назначается досмотр товаров.

По данным ФТС, сейчас в российском реестре УЭО числится всего около 180 компаний, тогда как, например, в Китае их порядка 40 тысяч, в Eвросоюзе около 19 тысяч, а в небольшой Республике Беларусь — более трёхсот. Такая статистика говорит о низком уровне заинтересованности российского бизнеса в получении статуса УЭО. Однако руководитель ФТС России Владимир Булавин уверен, что причина вовсе не в жёсткости требований, а просто в небольшом количестве кандидатов.

Не всё технически возможно

В конце 2018 года иностранные инвесторы на встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым озвучили предложения в части развития российского института УЭО. Помимо увеличения числа операторов, поступило предложение решить проблему с получением такими компаний транспортных вычетов, а также дать УЭО приоритет за счёт диспетчеризации деклараций. В ФТС бизнес поддержали и готовы эти вопросы урегулировать.

А вот о выделении отдельной полосы в пунктах пропуска уполномоченным операторам придётся забыть. Руководитель ФТС назвал эту опцию нереальной из-за инфраструктурных ограничений в пунктах пропуска.

Технически невозможно выделить отдельную полосу, и даже если мы это сделаем, очередь для остальных возникнет мгновенно, тут пока пойти навстречу мы не можем, — пояснил Владимир Булавин в интервью Ведомостям.

Кроме того, евразийское законодательство в части регулирования института УЭО не гармонизировано с рамочными стандартами Всемирной торговой организации (ВТО). Эти стандарты позволяют УЭО осуществлять самоконтроль различных аспектов деятельности. Эти стандарты применяются во многих странах участницах ВТО, благодаря чему уровень самоорганизации и самоконтроля там несопоставимо выше, чем в России, а следовательно и вероятность нарушений минимальна.

По мнению заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Максима Родикова, эти нормы в таможенное законодательство ЕАЭС было бы неплохо имплементировать, чтобы поднять престиж УЭО и повысить уровень доверия к нашим компаниям со стороны международных сообществ и зарубежных таможенных администраций.

ФТС будет развивать

Низкую активность участников ВЭД по регистрации компаний в качестве УЭО руководство ФТС России объясняет функционированием системы автоматического категорирования.

Сейчас около 8 тысяч участников ВЭД с низким уровнем риска. Сравнивая нашу ситуацию с Европой, Америкой, Китаем, не надо забывать про эти 8 тысяч. Это тот навес, который давит на желания участников ВЭД стать УЭО. Компании, которые категорируются низким уровнем риска, говорят, что им незачем платить за статус УЭО, что-то доказывать, так как у них и так всё отлично, — сказал  первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.

Тем не менее, несмотря на наличие проблем и небольшое количество подаваемых заявок, в ФТС уверены, что интерес к статусу УЭО не ослабевает и намерены институт уполномоченных экономических операторов развивать.

В частности, ведомство рассматривает возможность взаимного признания УЭО с иностранными государствами. Заключение таких международных соглашений позволит выстраивать безопасные цепи поставок с участием УЭО, а значит, минимизировать риск нарушения законодательства, так как все участники будут гарантировать прозрачность цепи поставок. Это и сократит сроки таможенных операций, и частоту контрольных мероприятий, а также простимулирует взаимную торговлю с другими государствами.

По словам Владимира Булавина, сейчас ФТС активно работает над взаимным признанием УЭО с Китаем и Японией.

Фото: ПРОВЭД-МЕДИА