В конце 2017 году Правительство РФ внесло поправки в закон «Об Особой экономической зоне Калининградской области» и в Налоговой кодекс РФ, существенно расширив перечень льгот для резидентов ОЭЗ. В частности, государство снизило пороговые размеры капитальных вложений для включения в резиденты ОЭЗ и установило возможность применения пониженных тарифов страховых взносов на новые рабочие места. Это привело к росту интереса бизнеса к ОЭЗ в Калининградской области.

Только за 2018 год на территории зарегистрировали 70 инвестиционных проектов на сумму в 14,5 млрд рублей, обеспечив более шести тысяч рабочих мест. Об особенностях таможенного оформления товаров резидентам ОЭЗ Калининградской области рассказывает Валерий Лунёв, руководитель службы таможенного оформления Таможенного агентства Континент.

Среди резидентов Калининградской ОЭЗ преобладают компании фармацевтического сектора. Довольно много и представителей отрасли машиностроения, производителей строительных материалов, транспортные компании. Наиболее востребованы резидентами услуги по таможенному оформлению сырья и комплектующих по процедуре свободной таможенной зоны и вывоза готовой продукции на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по процедурам выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита. 


Источник: Таможенное агентство Континент


Так как резиденты ОЭЗ — это преимущественно производственные компании, для производства готовых изделий им необходимо сырьё и комплектующие, поставляемое в ОЭЗ. Готовые товары, как правило, сразу отправляются на территорию ЕАЭС. Задача номер один для резидентов — ведение качественного учёта ввозимого сырья и комплектующих для дальнейшей идентификации готовой продукции.

Основные нюансы работы с Калининградской ОЭЗ для таможенных представителей связаны с применение процедуры свободной таможенной зоны только юридическими лицами, зарегистрированными на территории Калининградской области. Одна из сложностей таможенного оформления в том, что при ввозе товаров с территории ЕАЭС на территорию ОЭЗ в Калининградской области владельцы товаров не проводят идентификацию ввозимой продукции. Это препятствует её вывозу с территории области, если, например, необходим ремонт или возврат. В такой ситуации может потребоваться повторное таможенное оформление товаров в процедуре выпуска для внутреннего потребления с повторной уплатой таможенных платежей. Избежать этого можно лишь подтвердив статус товара как товара ЕАЭС, в противном случае товар рассматривается таможней как иностранный.

Таможенные правила ОЭЗ применяются не только к резидентам, но и ко всем юридическим лицам, зарегистрированным на территории Калининградской области. Такие предприниматели могут осуществлять оптово-розничную торговлю иностранными и российскими товарами на территории нашего региона. Поскольку эти товары на территории области может приобрести любое лицо, в том числе и зарегистрированное на территории ЕАЭС, очень важно при оформлении импортной таможенной декларации или транзита, указывать идентификационные признаки ввозимых товаров. Это позволит покупателю из ЕАЭС без проблем вывезти товары с территории Калининградской области.

К нам часто обращаются участники ВЭД с просьбой оказать содействие в вывозе на территорию ЕАЭС ранее ввезённых в Калининградскую область товаров. Проблемы у всех одинаковые. Для товаров, ввезённых с территории ЕАЭС, это утрата ввозных документов; отсутствие во ввозных документах или на самом товаре идентификационных признаков; указание во ввозных документах обобщённого названия товара (например, электротовары). Для иностранных товаров — это отсутствие в декларации их идентификационных признаков.

При ввозе в Калининградскую область иностранных товаров, прошедших таможенное оформление на основной части таможенной территории РФ, идентификационные признаки должны быть как в импортной декларации на товары, так и в товаросопроводительных документах, используемых при оформлении транзита. Нарушение хотя бы одного из этих условий значительно удорожает или делает невозможным вывоз товаров с территории Калининградской области.

В качестве примера: компания «У» ввезла в Калининградскую область из Санкт-Петербурга иностранные двигатели с навесным оборудованием в 25 деревянных ящиках. Весь товар оформили в Санкт-Петербурге в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, а затем переместили в Калининградскую область. Через несколько месяцев в силу производственной необходимости двигатели вместе с навесным оборудованием потребовалось вывезти обратно.

Проверка документов показала, что в импортной таможенной декларации отсутствуют заводские номера двигателей и информация о составе навесного оборудования. В качестве ввозных документов импортёр предъявил акт приёма-передачи оборудования на складе в Калининградской области. Это привело к тому, что после нескольких месяцев мытарств и обивания порогов кабинетов руководства Калининградской областной таможни, компании пришлось повторно оформлять товар в процедуре выпуска для внутреннего потребления. 

Именно поэтому мы всегда рекомендуем резидентам ОЭЗ и остальным участникам ВЭД обращаться за таможенным оформлением к проверенным таможенным представителям.