«Уважаемые обладатели авиабилетов, места на борту хватит не всем, поэтому поторопитесь», — примерно так должна звучать откровенная речь авиакоперевозчиков, продающих билетов больше, чем посадочных мест на борту самолёта.
Но на деле овербукинг оказывается для потребителя неприятным сюрпризом, за который он платит рублём, временем и испорченным настроением. Депутаты Госдумы хотят призвать авиаперевозчиков к ответу за овербукинг.
Недовольных много
Всё чаще авиакомпании стали продавать билеты по системе овербукинг, превращая вылет в старый конкурс со стульями – кто успел, тот в самолёт и сел. При этом пассажирам говорят: «Извините, наверное, сбой в системе» и предлагают подыскать другой рейс. Тратить время на разбирательства граждане обычно не желают.
С декабря 2018 года в Государственной думе заговорили о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части установления ответственности авиаперевозчика за незаконное прекращение или изменение договора перевозки пассажира.
По данным транспортной прокуратуры, в течение последних нескольких лет пассажирам отказывали в посадке на рейс многие авиакомпании, в числе которых и такие известные авиаперевозчики, как Победа», «UTair», «Уральские авиалинии». «Аэрофлот». «S7». Но очевидно, что львиная доля случаев овербукинга не зафиксирована.
Чтобы пассажир мог предъявить претензию, он должен предоставить данные о количестве проданных билетов. Эта информация указана в полётной ведомости, к которой у пассажира доступа нет. Тем не менее, жалобы на недобросовестных авиаперевозчиков регулярно поступают в Общероссийский Народный Фронт (ОНФ) и в Комитет Госдумы по транспорту и строительству. Привлечь нарушителя к ответственности можно на основании закона «О защите прав потребителей».
По всей строгости закона
За оказание услуги с нарушением установленных требований авиаперевозчик заплатит штраф, максимальная сумма которого — 30 тысяч рублей. Для сравнения: в Евросоюзе (ЕС) пассажирам, которым отказали в посадке на рейс по причине овербукинга, выплачивают компенсацию до 650 евро (по нынешнему курсу евро, установленному Центробанком России, это около пятидесяти тысяч рублей)
Изменение рейса может существенно повлиять на планы пассажира, потребовать от него дополнительных затрат на гостиницу, стыковочные рейсы и заставить его понервничать. Поэтому инициаторы законопроекта предложили увеличить размер штрафа и дополнить КоАП РФ новым составом правонарушения: незаконное прекращение или изменение договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика.
Согласно проекту поправок в КоАП, указанное нарушение обойдётся авиакомпании от пятидесяти до ста тысяч рублей, а виновному должностному лицу – от десяти до пятнадцати тысяч. При повторном нарушении прав пассажиров сумма штрафа может увеличиться в два раза. Факты нарушений перевозчиком договорных обязательств будут устанавливать в рамках проверки заявлений граждан, а привлечь авиакомпанию к ответственности можно будет лишь при условии доказанности её вины.
Законопроект, внесённый депутатами верхней палаты Федерального собрания от «Единой России», включён в примерную программу законопроектной работы Госдумы в период весенней сессии 2019 года.
Фото: pixabay.com