Эксперимент по маркировке средствами идентификации новых шин и пневматических резиновых покрышек проходил с 20 июня по 30 ноября 2019 года, но, несмотря на распоряжение Правительства №792-р, которое предполагало введение обязательной маркировки шин с 1 декабря 2019 года, их маркировка так и не стала обязательной. Как поясняют эксперты, это распоряжение — лишь «дорожная карта», план действий по внедрению прослеживаемости товаров, подлежащих физической маркировке, а подробности для каждого пункта этого плана следует искать в других документах.
Срок, да не тот
Как заявил в интервью агентству «Прайм» Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, установленный правительственным распоряжением срок не означает, что в России «одномоментно» запретят оборот всей немаркированной на 1 декабря продукции. По словам Мантурова, сроки вступления в силу требований об обязательной маркировке товаров разрабатывались совместно с участниками рынка и заинтересованными ведомствами.
Так, этапы перехода к обязательной маркировке шин содержит проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации»: с 1 ноября 2020 года — обязательное нанесение средств идентификации для производителей и импортёров, а с 15 декабря 2020 года — запрет на оборот немаркированных шин. Но этот документ получил отрицательное решение Минэкономразвития по оценке регулирующего воздействия и находится в доработке. В Федеральной таможенной службе (ФТС России) Ассоциации производителей шин (АПШ) подтвердили: отсутствие в декларации на товары (ДТ) сведений о средствах идентификации шин — не основание для отказа в регистрации ДТ и в выпуске товаров. В ведомстве сослались на непринятый проект постановления и отсутствие порядка изъятия из оборота немаркированных шин и их уничтожения.
Сырой проект
И Минэкономразвития, и экспертное бизнес-сообщество не поддержали проект постановления по вполне объяснимым причинам — он содержит ряд недопустимых противоречий и несоответствий. Например, перечисленный в проекте перечень кодов ОКПД и ТН ВЭД ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной маркировке, не соответствует кодам, установленным распоряжением № 792-р, а понятие «ввод шин в оборот» содержит «риск разночтений». На целый ряд недостатков проекта указал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), в том числе на недопустимость придания документу обратной силы — «распространения устанавливаемых правил на шины, находящиеся в обороте до их введения в действие».
В Деловой России сообщили, что проект создаёт риск появления дополнительных расходов на внедрение и эксплуатацию систем маркирования шин: «Согласно пункту 47 Правил средство идентификации наносится на шины или на товарную этикетку шин методом, не допускающим отделения средства идентификации от шин или от товарной этикетки шин без повреждений. В то же время, если строго следовать этому положению, этикетка должна обладать способностью к саморазрушению при попытке её отделения. Но такая этикетка не является типовым расходным материалом для принтеров этикеток и потребует дополнительных затрат со стороны участников рынка«.
Сплошные убытки
Обратили в Деловой России внимание и на то, что в случае утраты или повреждения средства идентификации шины должны быть перемаркированы, но RFID-метки могут располагаться в скрытом от визуального контроля месте, вследствие чего перемаркировка приведёт к дублированию идентификационной метки, а это недопустимо. Не устраивает участников рынка и срок введения полного запрета на оборот немаркированных шин.
По мнению членов АПШ, установленный проектом срок – 1 ноября 2020 года – приходится на середину сезона смены летних шин на зимние: «Это период самых активных продаж шин конечным потребителям, и введение запрета в этот момент поставит участников рынка в очень тяжёлое положение«.
В сети шинных гипермаркетов «Колесо» и вовсе прогнозируют рост цен и монополизацию рынка в случае принятия проекта в нынешней редакции — по подсчётам компании, ежегодные затраты на соблюдение правил могут составить около 2,5% от оборота в каждом звене цепи поставок:
«Основные затраты приходятся на наём дополнительного персонала и дополнительное оборудование. Суммарные затраты на выполнение требований могут превысить 5%, если в цепи поставки более одного звена, и 3% для крупных компаний, имеющих и оптовое, и розничное звено. Средняя наценка на шинном рынке составляет в b2b-сегменте примерно 5%, а в b2c — примерно 9-12%. При этом чистая прибыль не превышает 3%. Компании, чтобы выжить, будут вынуждены перекладывать издержки на потребителей, что приведет к росту цена на 3-5%. Если же крупные вертикально-интегрированные игроки сохранят цены на прежнем уровне, то представители малого и среднего бизнеса будут вынуждены уйти с рынка«.
Но бизнес готов?
По мнению же Дениса Мантурова, бизнес готов к нововведениям: добровольные эксперименты по маркировке показали, что большая часть товара будет продаваться маркированной гораздо раньше установленных сроков. Министр также пояснил, что импортные шины могут маркироваться на производстве, на любой точке транспортировки, сортировки или упаковки товара за рубежом. Дополнительно импортируемую продукцию можно промаркировать на таможенных складах до помещения её под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Заказывать средств идентификации с кодами маркировки будет импортёр.
Несмотря на ещё почти годовую отсрочку, участникам рынка стоит начать подготовку к обязательной маркировке шин уже сейчас — с 1 декабря 2019 года началась регистрация участников оборота в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В АПШ рекомендуют участникам рынка обратиться в ЦРПТ и ознакомиться с инструкциями на сайте «Честного знака» в разделе, посвящённом шинам.
Оставить комментарий