Пересечение границы давно стало для многих граждан России вполне обычным делом. Но на туристических форумах по-прежнему усердно обсуждают, зачем пограничники уточняют цели визита в страну и так ли важно отвечать только правду.
Опрос с пристрастием
Действительно, случаи, когда сотрудник погранслужбы молча пропускает гражданина другого государства, единичны. Обычный набор вопросов включает цель поездки, маршрут, место проживания и дату возвращения. Но в некоторых случаях прохождение границы может затянуться.
Так, один из постоянных гостей Суоми Алексей рассказал ПРОВЭД-МЕДИА о случае, которых произошёл с ним во время пересечения пункта Нуйямаа российско-финской границы.
— Финский пограничник долго изучал экран монитора, после чего спросил, почему я возвращаюсь на родину так рано. Вопрос меня удивил, поскольку при въезде я предоставил бронь отеля с 22 по 23 января, – пояснил Алексей.
Оказалось, что вместо брони пограничник посмотрел на срок действия страховки, которая заканчивалась 19 февраля, – это и стало причиной почти получасовой задержки на пункте пропуска.
Получается, что ответы путешественников сотрудники финской погранслужбы ещё и вносят в информационную базу.
Это подтвердил и руководитель детективного агентства «Волков и Партнёры» Андрей Волков. По его словам, все данные заносят в компьютер не только в Финляндии, но и в других странах. Так, в Таиланде записанная информация попадает в миграционную службу и в случае, если турист не уедет из страны в определённый срок, власти начинают проверку.
Будьте уверены
Но у управляющего визовым центром Дольче Виза (Dolce viza) Александра Стремецкого другое мнение на этот счёт: вопросы пограничник задаёт, чтобы исключить вероятность незаконной миграции.
— Если в голосе или поведении отвечающего он почувствует неуверенность или несвязность, то задаёт ещё два-три конкретизирующих вопроса. Как правило, страх и нервозность выдаёт людей. Диалог с пограничником продлится до тех пор, пока он не примет решение вас пропустить или не впустить в страну, – поясняет собеседник.
Стремецкий подчёркивает, что погранслужбу не интересует, на сколько реально планируется поездка и где турист остановится. Но иметь при себе документы, подтверждающие цель и пребывание в стране – ваучер или бронь отеля, обратный билет, страховку, наличные деньги и остальное – нужно обязательно.
При этом эксперт уверен, что эта информация никуда не заносится, а заполненная миграционная карта нужна для статистики.
Дело в регламенте
— Все эти вопросы – о цели визита в другую страну, сроках нахождения, проживания – являются частью регламента, а ответы обязательно заносятся в компьютер. Пограничник должен что-то записать о вас. И ему в большинстве случаев всё равно, что, если вы не помечены в его компьютере под грифом «особое внимание». Такие пометки получают лица, имевшие нарушения законов страны въезда, в том числе систематические нарушения административных правил, – рассказывает Андрей Кашкаров, бывший старший инспектор отделения иммиграционного контроля УФМС по Петербургу и Ленобласти.
Тем, кому скрывать нечего, переживать не стоит. Но так ли важно говорить только правду?
По мнению Кашкарова, некорректная информация вряд ли грозит проблемами, но в некоторых случаях может стать основанием для дальнейшей проверки.
Например, турист утверждает, что едет в Финляндию по магазинам, но везёт с собой большую и тяжёлую сумку. Это станет поводом проверить гражданина на возможную контрабанду.
— Если действительная цель визита не противоречит законам, но озвучивать её по личным соображениям неудобно, то можно придумать другую убедительную историю. Однако при отсутствии острой необходимости лучше не провоцировать и не привлекать к себе повышенное внимание понгранконтроля чужой страны, — подчёркивает Кашкаров.
По его словам, данные хранятся в базе несколько лет и доступны пограничникам и полицейским всех стран Шенгенского соглашения.