На заседании Комиссии по профилактике административных правонарушений Экспертно-консультативного совета ФТС России 28 марта его участники обсудили правоприменение по статьям 15.25, 2.9 и 16.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Можно обойтись замечанием
В соответствии со статьёй 2.9 КоАП лицо, совершившее малозначительное правонарушение, можно освободить от ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность при этом определяется уполномоченными органами, рассматривающими дела об АП, с учётом конкретных обстоятельств дела, но единых рекомендаций по этому вопросу нет.
Федеральная антимонопольная служба разработала для себя методические рекомендации по применению статьи, а таможенная служба предлагает руководствоваться судебной практикой. Вопрос о выработке рекомендаций ФТС в рамках таможенной компетенции остаётся открытым.
Ответственность за нерепатриацию
Контрагент не перевёл выручку, а ответственность за нерепатриацию по статье 15.25 КоАП несёт добросовестный предприниматель. В этом случае также нет примерного перечня мер, которые таможня признавала бы в качестве достаточных и исключающих ответственность предпринимателей, о чём не так давно сообщал в своём письме, адресованном главе ФТС Владимиру Булавину, бизнес-омбудсмен Борис Титов.
В ФТС же считают, что универсальных рекомендаций не может быть, так как «все ситуации разные». Таможенные органы обязаны возбудить дело при наличии достаточных оснований, но если убеждаются в добросовестности предпринимателя, то сами это дело прекращают. При этом доказательств добросовестности таможенники не требуют: не так важно, уверены в ФТС, что предприниматель делает после нарушения сроков репатриации — гораздо важнее, что он делал для предотвращения нарушения.
По мнению таможни, предприниматели должны всегда учитывать привлечение к ответственности за нерепатриацию как стандартный риск.
Если экспортёр нарушил обязательства, например, по срокам поставки, и контрагент вычел из оплаты штраф, предусмотренный контрактом, – это нарушение. Но претензий у таможни не будет, если штраф в контракте не установлен, а экспортёр в случае нарушения сроков поставки подписал дополнительное соглашение об изменении сроков и снижении цены.
По мнению ФТС, ждать срока поставки товара не следует – надо беспокоить контрагента заранее, а писать претензии, когда срок поставки уже нарушен, бессмысленно. Суды эту позицию поддерживают, но предприниматели недоумевают — когда же писать претензии? Тем не менее эксперты продолжат работать над этим вопросом, а ФТС проведёт анализ правоприменительной практики до ноября 2019 года.
Транзит из ЕАЭС в Калининградскую область
Незаконное перемещение товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП, тоже стало темой для дискуссии. Речь шла о товарах, перемещаемых транзитом с территории ЕАЭС в Калининградскую область.
В данном случае помещение под процедуру таможенного транзита используется как компенсация эксклавного положения. Этот механизм должен содействовать упрощению поставки товаров ЕАЭС на обособленные регионы через территорию третьих стран. При этом в 2018 году Калининградская областная таможня (КОТ) оформила более 315 тысяч транзитных деклараций, из которых 173 тысячи – на товары Евразийского союза. За прошедший год таможенные органы возбудили 397 дел об АП по части 3 статьи 16.1, из них по товарам ЕАЭС – 232 дела из-за указания недостоверных сведений о весе брутто, наименовании, количестве грузовых мест товаров.
ФТС подтвердила, что привлечение к ответственности происходит на общих основаниях, упрощений для транзита товаров ЕАЭС нет.
Но, считают некоторые юристы, упрощённый транзит предполагает, что при отсутствии признаков перегрузки или выгрузки и нарушений целостности наложенных средств идентификации, ответственность по КоАП наступать не должна. Эксперты предложили для случаев, когда товар ЕАЭС, пребывает на территорию Калининградской области с территории ЕАЭС транзитом, считать основанием для возбуждения административного дела нарушение количественных характеристик при одновременном нарушении целостности наложенных средств идентификации, а также иных выявленных признаков перегрузки или перевалки.
ФТС, в свою очередь, предлагает на законодательном уровне сократить перечень сведений, заявляемых в транзитной декларации. В результате участники дискуссии договорились направить информацию о проблеме губернатору Калининградской области.
— Разговор получился доброжелательным, но малопродуктивным. Тем не менее полезно было зафиксировать позицию ФТС и договорённости по дальнейшему движению, — поделился впечатлениями директор по сопровождению экспортных проектов Российского экспортного центра (РЭЦ) Михаил Антипов.
Фото: pixabay.com
Оставить комментарий