На прошлой неделе Комитет по транспорту и таможенному регулированию Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) инициировал опрос среди участников ВЭД. Тема — таможенное оформление в центрах электронного декларирования (ЦЭД). Судя по ответам, быстрее и проще пока не получается. Результаты уже обсудили в экспертном кругу и донесут их до руководства ФТС. В планах сделать такую форму «диагностики» регулярной.
Результаты опроса специально для ПРОВЭД-МЕДИА прокомментировал один из его инициаторов — директор Ассоциации «Содействие развитию ВЭД» Александр Мякота.
Какие задачи вы ставили, когда запускали этот опрос для участников ВЭД?
У нас была исследовательская задача: мы хотели понять, не является ли то, что мы слышим среди участников ВЭД, субъективным мнением. Таможенные органы утверждают, что всё хорошо и правильно, а многие участники ВЭД говорят, что стало хуже…Что именно хуже, насколько?
В опросе приняли участие 148 человек. Из всех проголосовавших примерно 50% — это таможенные представители и импортёры, около 30% обозначили себя как экспортёры, и всего 2 экономических оператора (УЭО). Фактически все: 96,6% опрошенных сказали, что декларируют в ЦЭД, а оставшиеся 3,5 % отвечали «давно не декларировали», «подавались на обычный пост, но в следующий раз подадимся в ЦЭД»…
Среди ЦЭД безусловный чемпион — Московский областной (ЦЭД МОТ). На втором месте Авиационный ЦЭД, потом Смоленский, Балтийский и далее. Это, конечно, даёт представление о картине декларирования в целом, но искажение тоже есть, потому что много таможенных представителей сосредоточено в Москве.
Самое большое количество отрицательных оценок получил ЦЭД МОТ. Авиационный ЦЭД положительно и отрицательно оценили примерно одинаковое количество человек. Есть несколько ЦЭД, которые оценили только положительно: Приволжский, Новосибирский, Ростовский, Тверской, Акцизный, Томский, но по ним оценок мало.
Основная причина отрицательной оценки – трудно связаться с инспектором. Это говорит о том, что электронных сообщений недостаточно для взаимопонимания, а отсутствие обратной связи не позволяет бизнесу управлять своими логистическими процессами.
Таможня говорит: «Мы убрали телефоны, чтобы нельзя было позвонить, а то вы таможенников коррумпируете», а участники ВЭД отвечают: «Причём здесь коррупция, если мы порой просто не понимаем, что инспектор хочет, проще — позвонить».
Всех также смущает, что таможенникам платят мало, а значит текучка кадров высокая, и компетентность, соответственно, оставляет желать лучшего. Есть информация, что из МОТ 50% ушли чуть ли не в один день – это серьёзно. Нельзя заменить опытного инспектора «нулёвым» и ждать от него таких же результатов. Поэтому происходит неравномерное распределение нагрузки на инспекторов: кто-то и восьми деклараций не выпускает, а на кого-то шестьдесят валится. О каком таможенном контроле может идти речь?
72% опрошенных ответили, что время увеличилось, и только 5,6% говорят — уменьшилось. Цифровизация пока не способствует прогрессу?
Из тех, кто сказал, что время увеличилось, 75% указали, что увеличилось оно минимум на один день. Про авторегистрацию, которая должна занимать две минуты, 60% утверждает, что в реальности это от 20 до 40 минут. Всего 10% ответили про две-пять минут. Очевидно, что с авторегистрацией не всё просто. Возможно, это связано с настройками диспетчеризации.
На вопрос про обоснование отказа таможни в регистрации, 36% респондентов сообщили, что таможенники указывают причину (и в половине случаев это — неверное заполнение декларации), а 29% — что нет, не указывают. 21% респондентов затруднился с ответом. При этом 14% сказали, что причина отказа — формальная.
Среди ответов есть и «долго не проходит информация о выгрузке контейнера», «технические проблемы с 30 графой», «не заверен таможенный транзит». Можно предположить, что есть проблемы взаимодействия между ЦЭД и постом фактического контроля. Участник ВЭД выполняет свои обязанности, но инспектор какую-то информацию не видит и отказывает в регистрации.
Мы также спросили, по каким причинам им отказывали, когда время ожидания превышало час. Чемпион здесь – сбой информационной системы, на втором месте загруженность инспектора.
Почти 60% опрошенных утверждают, что в ЦЭД выпускают декларации на следующий день. То есть инспекторы оттягивают срок. Не хватает времени?
Да, думаю, что так. А формальные причины помогают не нарушить закон. Таможня неохотно шла на ограничения по времени, но бизнесу удалось их отстоять. Бизнес так бился за эти сроки, чтобы была предсказуемость. При этом уведомления о том, что срок выпуска таможня продлила, получают не все: треть говорит, что получает, треть — получает с нарушением, а треть вообще не получает. В результате бизнесу по-прежнему не хватает предсказуемости в действиях таможни.
Но предпринимателям же надо планировать машины, доставку, вывоз на склад. А таможня говорит: «А нам-то что ваши проблемы? Мы действуем в рамках своих полномочий. Раньше не проверяли, а теперь вот так звёзды сошлись» или «Раньше у нас ресурсов не хватало, а теперь хватает – мы вас и проверяем».
То включается автоматическая регистрация, то выключается, какие-то ЦЭД перегружены, а какие-то — недогружены. По автовыпуску тоже не всегда понятно, почему одни декларации проходят, а другие – нет. Таможенники иногда выступают с разъяснениями, как надо заполнять, какие пробелы ставить и так далее. Но я здесь довольно оптимистичен: думаю, со временем те, кто разрабатывает программы декларирования, сделают невозможным неправильное заполнение поля. Программы и так уже процентов 70 делают за декларанта.
В РТА [Российской таможенной академии] есть так называемый учебный контур, где можно смоделировать ситуацию работы на посту, но задействуют его слабо. Плюс изменения реальной системы опережают обновления системы учебной. Они и заявляли о том, что надо готовить студентов к работе в ЦЭД, но они понимают: пока перестроят свою учебную программу, ЦЭД уже решат эту проблему, не будут ждать два-три года. С другой стороны, я не понимаю, чем принципиально отличается сотрудник ЦЭД от обычного инспектора. Чем меньше у инспектора самостоятельных решений, чем больше решений за него принимает машина, тем меньше его надо готовить. Он превращается из инспектора в оператора — в водителя электромобиля: ты можешь за руль держаться, но едет машина сама.
Оставить комментарий