Законодательство о контрольно-надзорной деятельности (КНД) в России в очередной раз намерены реформировать, дабы сделать госконтроль «дружелюбным». К 2021 законодатели обещают принять нормативные правовые акты, которые юристы называют Кодексом КНД. Вопросам нового законодательства в области контроля и надзора было посвящено несколько треков в рамках IX Петербургского Международного Юридического Форума.
Мы будем жить теперь по-новому
В основе вновь формируемого законодательства – два федеральных закона. Один определит обязательные требования к государственному контролю и надзору, а второй, в числе прочего, определит субъектов надзора, контрольно-надзорные мероприятия и процедуры. Реформирование законодательства в сфере КНД, считает глава Минюста Александр Коновалов, обусловлена «очень большой разрозненностью законодательства, его внутренней противоречивостью и неудобоваримостью».
По словам замглавы Минэкономразвития Саввы Шипова, законопроект получился «сбалансированным», в том числе, благодаря тому, что над ним работали «ведущие научные, учебные, экспертные организации, крупнейшие ассоциации предпринимателей, и представители контролирующих органов». Одной из новелл закона станет определение предмета и объектов контроля.
— Всё это время у нас отсутствовало регулирование учёта объектов контроля. Мы сами не знали всех тех, кого должны проверять. Более того, существовала серьёзная путаница, поскольку проверки описывались применительно к организациям, а по сути контроль осуществлялся к лесным участкам, к транспортным средствам, крупным многофункциональным комплексам, где не всегда разберёшься, кто собственник, а кто на самом деле размещается, — сказал Савва Шипов.
«Нет» гегемонии проверок
Кроме того законодатели предлагают отказаться от «гегемонии проверок». В Минэкономразвития уверены, что упор нужно сделать на новые, не такие трудозатратные, более оперативные и действенные контрольные мероприятия. Речь, в том числе, идёт об отказе от проведения контрольных мероприятий в отдельных сферах и их замене дистанционным мониторингом с использованием современных технических средств.
Законопроект определяет и систему оценки эффективности контрольно-надзорных органов. Её главным критерием станет снижение ущерба, а основной формой работы контрольных органов – профилактические мероприятия. Важной составляющей, по словам разработчиков, станет закреплённая в законопроекте возможность введения особой системы оплаты труда инспекторов.
— Когда мы с вами становимся дружелюбными? Когда стараемся кому-то помочь, когда работаем на позитив и не пытаемся к чему-то придраться. Законопроект впервые вводит прямой запрет на использование палочной системы, — сказал Шипов.
Добросовестный и открытый
Не менее важно для стимулирования добросовестности проверяющих — использование рискориентированнного подхода. Законопроект распространяет этот инструмент на все отношения, возникающие между контролёром и проверяемым, что, по мнению законодателя, сделает прозрачными и предсказуемыми принимаемые решения, снизит административную нагрузку на бизнес.
Документ также предполагает, что после переходного периода контроль станет исключительно цифровым, а значит — открытым.
— Это означает – если нет мероприятия в информационной системе, то инспектора не пускают на объект. Все данные должны быть доступны в режиме реального времени, и что самое главное, – иметь юридическое значение, — пояснил замглавы Минэкономразвития.
Хотели как лучше. Получится…?
Однако, признают эксперты, реформа не будет успешной без новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), над которой уже работают законотворцы, — положения об административной ответственности необходимости синхронизировать с новыми нормами о контроле и надзоре. Ныне действующий КоАП премьер-министр Дмитрий Медведев назвал «жутким» и «почти неприменимым, перегруженным гигантским количеством норм».
В рамках одной из сессий ПМЮФ большинство её участников проголосовали «за» то, что новое законодательство сможет сделать госконтроль дружелюбным и эффективным. Однако опрошенные ПРОВЭД-МЕДИА предприниматели пока скептически относятся к готовящейся реформе, опасаясь, что очередное реформирование «на бумаге» не сможет переломить давно укоренившуюся тяжеловесную, обременительную и коррупционноёмкую систему.
Как сказал на одной из сессий юрист Михаил Барщевский, «главное, чтобы КНД не превратился в КВН». Хотя, при взаимодействии с контролирующими и надзорными органами даже добросовестному бизнесу совсем не до юмора.
Оставить комментарий