Государственная машина в России подвергается бесконечному тюнингу. Общая задача – добавить сил, снизить потребление ресурсов и добавить умную начинку. Реформирование идёт по разным направлениям, дорожным картам, проходит много совещаний, в которых техники, механики, пешеходы и прочие высказывают свои мнения.
Но складывается стойкое ощущение, что на роль главного конструктора, который будет видеть картинку целиком, ещё никого не выбрали. Что интересно, по отдельности кусочки новой дивной машины уже есть у каждой из команд — в каждом из ведомств есть отличные практики, которые применяются успешно, но с обменом опытом пока туго.
Для художественного гротеска мы решили выбрать три российских ведомства — ИФНС, ФТС и ГИБДД — и сравнить, как в конкретных ситуациях будут вести себя участники каждого из них.
Сцена первая. Превышение скорости на 10 км/ч
ГИБДД: Ну и что? Мы уже счёт выставили, не оплатят – он увеличится в два раза. Пусть едет.
ИФНС: Так, давайте-ка пошлём требование – точно они нарушили? Ну мы в принципе знаем, что больше некому, но проверить обязаны.
ФТС: Так, тут все ясно. Машину ставим на штрафстоянку, готовим три пакета документов, ждём, пока лично оплатят штраф, до этого момента ни машину, ни троих сотрудников не выпускаем. И людей из машины тоже. Да, даже тех, кто не виноват.
Сцена вторая. Выписываем штраф
ГИБДД: Не страшно, потом оплатите.
ИФНС: Потом оплатите.
ФТС: Так, тут все ясно. Машину ставим на штрафстоянку, готовим три пакета документов бумажных (секретарь их сделает за неделю-другую), ждём, пока оплатят штраф, до этого момента ни машину, ни троих сотрудников не отпускаем. И людей из машины тоже. Да, даже тех, кто не виноват. У вас же есть время? И не надо тут сарказма!
Сцена третья. Виновник забыл пароль от банк-клиент, а штраф платить надо
ГИБДД: Я же вам сказал, платите, как хотите — кто угодно за вас пусть платит.
ИФНС: В принципе, может кто угодно платить, главное – не ошибитесь в платёжке.
ФТС: Так, платит или виновник, или его представитель. Но только точно чтобы доказал, что представитель. Заранее пусть напишет об этом. Да, если не работает система – пусть подождёт. Нет, иначе никак. Нет, потом нельзя, нет оплаты – нет движения.
Сцена четвёртая. Плановая остановка: водитель забыл дома права и документы на машину
ГИБДД: Эх, тут либо сейчас довезут оригиналы, либо на стоянку и будем выяснять.
ИФНС: Да как угодно. Можно бумажные права, можно электронные.
ФТС: Простите, но дальше не едем. Бумажные права можете не привозить – не поедем. Берём электронно-цифровые права и поехали. Ну или заключите договор с компанией, которая может нам показать за вас свои электронно-цифровые права.
Сцена пятая. Разрешённая скорость. Ликбез
ГИБДД: Можно ехать 60 км/ч, но если превысите на 19 км/ч – ничего не будет. То есть вы виноваты, конечно, но себе дороже за вами бегать.
ИФНС: Можно 60 км/ч, в принципе, после превышения на 20 км/ч уже нельзя, но тут мы посмотрим, сколько раз вы нарушили, – если меньше десяти, то к вам не поедем.
ФТС: Можно ехать 60 км/ч, если нарушите – накажем. Или не накажем. Смотря как сильно нарушили – может, не сильно. Что такое «не сильно» – не могу сказать, по ситуации. Ситуации разные – надо смотреть. Я не могу вам сказать конкретно. Да, 3 км/ч – это не малозначительность, это нарушение общественных интересов. А дальше – по ситуации первой.
Ну а теперь всё-таки серьёзно. Мы действительно видим результаты и достижения в каждом отдельном ведомстве. Они удобны, современны, но слишком фрагментарны. Не понятно, зачем каждому по отдельности изобретать велосипед, когда уже маячит лёгкая и прочная конструкция госконтроля если не из кевлара, то из электронов точно.
Электронные документы, экономическая целесообразность контроля, различные формы обеспечений и гарантий – всё это уже сейчас может позволить ведомствам выполнять свои функции быстро, эффективно и без излишней боли для граждан. Ведь надзор нужен не сам по себе: его задача – стимулировать благоприятное поведение и компенсировать ущерб. А не наносить его. Тем более, за наш, налогоплательщиков, счёт.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Оставить комментарий