Российское правительство решило сделать ещё один «Платон», но на этот раз распространить его на международных морских грузоперевозчиков. Порядок определения и взимания инвестиционного портового сбора регламентирует постановление №616 от 18 мая этого года. Эксперты идею не оценили, заметив, что она вряд ли повысит конкурентоспособность отечественных портов на Балтике.
Такое уже было
Под портовым инвестсбором власти предложили понимать сбор «на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности». При этом речь идёт не обо всех портах, а только о включённых в Комплексный план модернизации без бюджетного финансирования.
Размеры платежа будут утверждать каждый год Минтранс и ФАС, а взимать – специальный хозяйствующий субъект. И здесь возникает интересная ситуация: в большинстве случаев этим субъектом является «Росморпорт», который, по данным PortNews, готовится к акционированию.
Опрошенные РБК эксперты сравнивают этот сбор с «Платоном» – там грузоперевозчики компенсируют вред, наносимый большегрузами федеральным дорогам. С нововведением их роднит сама идея, но есть разница: инвестсбор будут платить ещё и пассажирские суда, если предполагается создание соответствующих объектов в гавани.
Кому платить по счёту?
Самый популярный вопрос при появлении подобных инициатив — кто оплачивает «банкет», ведь зачастую расходы на практике могут платить не те, о ком говорится в документе. Ирина Капитанова, президент Ассоциации импортёров плодоовощной продукции (АИПП), считает: международные перевозчики – контейнерные линии – не будут работать себе в ущерб, а переложат сбор на импортёров и экспортёров, включив его в тариф. По её предположению, компании могут увеличить ставку фрахта или стоимость на обработку грузов.
Иного мнения придерживается член правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрий Ковалёв. Собеседник, указывая на высокую маржу судовладельцев, напоминает о небольшой в общих расходах доле портовых сборов. При этом конкуренция между морскими линиями заставит представителей отрасли действовать осторожней.
Портовая рулетка
Решение властей, по мнению главы совета директоров ООО «ДОРН» Андрея Карпова, противоречит стратегической установке руководства страны на перевод грузопотоков в отечественные порты на Балтике: появление сбора сделает заход в них дороже и добавит очков прибалтийским гаваням.
Как показал первый квартал года, в портах на Северо-Западе оборот контейнеров подрос на 11,7% (645,33 тыс. TEU). Хорошо показал себя импорт (+12,9%, до 334,5 тыс. TEU), не отстал и экспорт (+10,5%, до 310,83 тыс.). Первое место осталось за Большим портом Санкт-Петербург, на втором – Калининград, на третьем – Усть-Луга. Но не исключено, что новый платёж разбавит этот статистический позитив ложкой дёгтя.
В то же время опасения, что инвестсбор ударит по конкурентоспособности портов, разделяют не все. По мнению директора по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александра Головизнина, для перевозчиков и владельцев груза важнее другое: скорость погрузки и выгрузки, возможности инфраструктуры и т.д. Общую долю портовых сборов в расходах участников ВЭД эксперт не считает самой высокой. По его мнению, платёж скорее отразится на стоимости товаров и доходах участников ВЭД. Вместе с этим Головизнин не уверен, что полученные от сбора деньги действительно пойдут на заявленные цели. Что получится в результате — покажет время.
Оставить комментарий