Проблемы развития логистики для рынка онлайн-торговли по коридорам Азия — Европа — Россия обсудили эксперты на Петербургском международном экономическом форуме.
Электронный океан
Мировой объём онлайн-торговли составляет 3,8 триллиона долларов США. Это, по словам Президента Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, совокупный ВВП примерно ста беднейших стран. По прогнозам на 2019 год, примерно 1,9 миллиарда человек сделают как минимум одну онлайн-покупку в одном из 24 млн онлайн магазинов — именно столько интернет-магазинов работает сейчас по всему миру. В совокупности покупатели сгенерируют поток примерно 28 млрд посылок в течение 2019 года
— Это гигантская масса, это океан. И вопрос логистики и оперативной доставки становится критичным, — сказал Шаронов.
Пояс и путь
Последнее время взгляды всех участников рынка направлены на расширение логистических возможностей. И в этом смысле китайская инициатива Belt and Road Initiative — BRI способствует развитию логистики, считают эксперты. В том числе потому, что товаропоток между Азией и Европой — один из наиболее глобальных в мире. По имеющимся данным, объёмы торговли в этом направлении только за последний год увеличился почти на 14%.
Шаронов уверен, что вопрос о возможностях России в этом проекте уже не стоит — «вопрос в том, почему проект развивается медленно, что должна сделать Россия, чтобы повысить заинтересованность всех игроков».
Слабый транзит
Объём товаров e-commerce по импорту в Россию составляет около 70 млрд долларов в 2018 году, при этом 70% импорта приходится на Китай и Европу, а объёмы транзитных потоков по коридору Европа — Азия, по некоторым оценкам, — примерно 180 миллиардов долларов.
— К сожалению, несмотря на то, что России занимает абсолютно выгодное географическое положение, доля российского транзита в этом объёме всего 1,5%. Вот над чем нам всем стоит задумываться, — считает генеральный директор ФГУП Почта России Николай Подгузов.
По словам Подгузова, Почта России как крупнейший логистической оператор ставит задачу стать «глобальным мостом» между Европой и Азией, глобальным оператором, который замкнёт на себе обслуживание потоков электронной коммерции как в части экспортно-импортных операций, так и транзитных. Глава Почты России напомнил, что в этом году в китайском Шеньжене открылось дочернее предприятие Почты, что ускорит доставку и обеспечит её полный контроль.
Сдерживающие факторы
Генеральный директор eBay в России Илья Кретов убеждён, что основные факторы, сдерживающие развитие e-commerce, — это отсутствие внешних складов для российских экспортёров и отсутствие возможности вернуть НДС.
— Большим следующим шагом для многих экспортёров станет использование внешних складов. Сейчас нет инфраструктуры, чтобы экспортёры могли взять свой товар вывезти на склады в Германию или США и продавать его оттуда, находясь в России. Второй сдерживающий фактор — НДС. Если отгружать товары контейнерами, то у экспортёра есть все документы, в том числе таможенные, чтобы НДС вернуть. Если отгружать контейнер, но по посылке, то НДС вернуть нельзя, потому что документы не собрать.
Илья Кретов отметил, что сейчас дело за Почтой России, ФТС и ФНС — каким образом технически объединить базы, чтобы понимать, что товар покинул территорию РФ, и чтобы потом экспортёр, а это прежде всего малый и средний бизнес, мог вернуть НДС, сделав этот товар на 20% дешевле. По подсчётам российского офиса eBay, возможность возврата НДС для электронной торговли может принести несколько сотен миллионов в розничный экспорт.
Запрос на инфраструктуру
Руководитель Яндекс.Маркет Максим Гришаков отметил, что основные требования покупателя к e-commerce сейчас — это удобство выбора, большой ассортимент, цена, возможности и удобство оплаты, а также — скорость и комфорт доставки — «люди хотят получить товар максимально быстро и максимально удобно».
По его мнению, побеждать на этом рынке будут компании, которые сфокусируются на технологиях и инфраструктуре — именно это даст в перспективе конкурентные преимущества.
— Технологии должны обеспечивать эффективность инфраструктуры, которая сама по себе дорогая, особенно принимая во внимание 11 часовых зон в России. Товар нужно «держать недалеко от покупателя».
Эффективность логистической составляющей, по мнению Гришакова, важна как с точки зрения размещения ассортимента и подбора товара, так и утилизации транспорта, который обратно чаще всего идёт пустым или полупустым.
— В России очень развиты технологии паллетного, коробочного хранения, а вот технологии «фулфилмент» — штучного хранения и подбора — предстоит совершить революцию в течение следующих лет, чтобы снизить издержки на единицу товара. Сейчас это стоппер развития, потому что дорого, — сказал Гришаков.
По его мнению, рынок ждёт двустороннее развитие — с одной стороны крупные игроки, которые будут развивать свои логистических мощности (доставка, фулфилмент, курьерские службы), с другой — Почта России, к чей инфраструктуре сможет получить доступ и мелкий бизнес.
— Очень любопытно, где будет золотая середина эффективности против скорости и против качества, — отметил глава Яндекс.Маркет.
Мост в будущее
Эксперты отмечают, что если логистические и почтовые решения из Юго-Восточной Азии в Россию работают, то аналогичных решений при доставке из других стран либо нет вовсе, либо они очень дорогие. По словам Гришакова, довезти товар, например, из Турции, стоит в разы дороже, чем из Китая при прочих равных условиях.
Николай Подгузов сообщил, что Почта России и Яндекс сейчас развивают доставку из Турции, чтобы обеспечить определённую себестоимость логистики.
— Мы хотим быть первым выбором в логистике как внутри страны, так и на международном рынке, — сказал Подгузов.
Все участники дискуссии сошлись на том, что электронную коммерцию ждёт большое будущее, а наиважнейший фактор развития рынка и ключ к созданию правильной экосистемы электронной коммерции — интеграция и коллаборация между всеми игроками.
Оставить комментарий