Красивая концепция электронных таможен вызывала множество вопросов ещё до начала её реализации. По задумке ФТС, всё было масштабно и многообещающе: вместо шестисот с лишним мест таможенного оформления всего шестнадцать ЦЭД по стране. Но участники ВЭД недоумевают: «Цифровизация не может быть фрагментарной. До сих пор загадка, что значит 16 виртуальных таможен. Если виртуальных, то почему 16, а не одна?»
«Нет» коррупции?
Казалось бы, всё согласно тенденциям времени: технологии исключают человеческий фактор, меньше чиновников, меньше бюрократии и главное — за счёт новой стратегии электронных таможен удастся навсегда разлучить бизнес и таможенника, а это однозначное «нет» коррупции. Глава ФТС Владимир Булавин в интервью на ПМЭФ в который раз повторил лозунг электронных таможен: «Мы разрываем личный контакт таможенного инспектора и декларанта и существенно снижаем коррупционные риски.
В конечном счёте, это должно привести к повышению взимания таможенных платежей». И тут почему-то вспоминается старый анекдот: «В нашей стране победить коррупцию невозможно. На это понадобится слишком много денег». Складывается ощущение, что для таможенников попытки избавиться от коррупционных рисков — лишь повод в очередной раз проявить изобретательность.
Для ужесточения контроля в некоторых электронных таможнях инспекторов заставили сдавать телефоны в специальные шкафчики перед началом рабочего дня. У инспекторов стали появляться вторые телефоны, а в народе обсуждают расценки на выпуск декларации: цифры колеблются от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов в зависимости от товара в декларации. Стоит сказать, громких дел и задержаний за коррупцию в рядах ЦЭД ещё не случилось. И остается лишь гадать — за руку никого не поймали, потому что ловить некого?
Кадры решают что?
С формированием электронных таможен возникла острая кадровая проблема. Первый замглавы ФТС Руслан Давыдов на одной из встреч с бизнесом развёл руками — мол, об этом не подумали, бывает. В результате укомплектование ЦЭД Московской областной таможни — крупнейшего в стране и, как следствие, одного из самых проблемных сегодня — до сих пор под угрозой. По данным источников в таможенных органах, сейчас в ЦЭД МОТ работает 184 сотрудника, из них 74 прикомандированы из других таможенных органов. Это притом, что общая штатная численность, как сообщала пресс-служба таможни, 332 человека.
— Правовой статус прикомандированных людей до сих пор не установлен. Если завтра они выпустят фальшивую декларацию – наказать их фактически не смогут, потому что числятся они в другом таможенном органе, работодатель совершенно другой, — говорит один из юристов в сфере таможенного права.
А новой проблемой для ЦЭД МОТ станет запланированное на начало июля открытие Московского ЦЭД. По некоторым данным, около 50% ЦЭД МОТ уже приняли участие в конкурсе для перехода на вакантные должности. Всё дело в логистике: ЦЭД МОТ находится в Царицыно и при сокращении кадрового состава постов многие таможенники ушли на пенсию из-за сомнительного удовольствия добираться до работы по три-четыре часа с другого конца области. Московский ЦЭД будет располагаться в самом центре – на площади трёх вокзалов, поэтому туда явно «побегут» те, кому сложно добираться в Царицыно.
— С точки зрения конкуренции за квалифицированные кадры открытие ЦЭД на Комсомольской станет ударом по МОТ. Считаю, что МОТ должен войти в состав ЦТУ в качестве таможни фактического контроля, а ЦЭД МОТ можно превратить в региональную электронную таможню, — говорит высокопоставленный источник ПРОВЭД-МЕДИА в таможенных органах.
Сезон открытых дверей
Тем временем, Московский ЦЭД гостеприимно распахивает двери и не скрывает заинтересованности в кадрах. В отраслевых телеграм-каналах появилось письмо Центрального таможенного управления (ЦТУ) в адрес региональных управлений, в котором сообщается, что до 2019 года штатную численность Московского таможенного поста (ЦЭД) Московской таможни планируется увеличить на 100 штатных единиц. В документе руководителей управлений просят довести до должностных лиц информацию о наличии вакансий.
Понятно, что в условиях острой нехватки кадров квалификация уходит на второй план — за выпуск деклараций садятся вчерашние досмотровые инспекторы или юные выпускники. Например, Уральский ЦЭД, по словам нашего источника в таможенных органах, на 70% состоит из вчерашних выпускников. Много молодежи и в Приволжской электронной таможне. Неопытные ребята неизбежно будут совершать ошибки, таможенный орган – проводить служебные проверки и наказывать рублём и административными делами. Вопрос времени, когда студенты начнут спасаться бегством, а новые кадры не купятся на сказки о престиже таможенной службы.
О том, что кадровый кризис грянул не только в отдельных таможенных органах, но и во всей таможенной службе, можно судить по настроениям в таможенных рядах. Чего только стоит письмо первого заместителя начальника Санкт-Петербургской таможни Игоря Кочанова к российскому Президенту: «Итоговая сумма дохода федеральных госслужащих в таможне составляет около 30 тысяч рублей, плюс премии. Но зачастую из-за возросших требований по всем направлениям деятельности они имеют дисциплинарные взыскания или лишены единовременного денежного поощрения. Найти работу за большую зарплату с меньшей ответственностью для столичных городов для грамотных специалистов не является проблемой», — написал полковник таможенной службы.
Цена вопроса
По этой причине в московском регионе в ЦЭДах кадровый состав в основном состоит из пенсионеров. Никто не скрывает, что у среднего госслужащего зарплата несоизмерима с уровнем ответственности на службе — «заработок дворника в Москве выше, чем у госслужащего в таможне».
По словам высокопоставленных источников в таможне «решить проблему оттока кадров можно только с помощью материального обеспечения сотрудников. Можно бесконечно обещать что-то бизнесу, но этого не произойдёт». А обещаний было много: например, руководство ФТС рассматривало возможность выдать погоны служащим ЦЭД, что означало бы более высокую зарплату и дополнительные льготы.
— Лишних должностей в таможенных органах нет, дополнительную штатную численность сотрудников выделять не планируют. Даже если это произойдёт, не факт, что работающие в ЦЭД пройдут комиссию по здоровью — погонные должности предполагают проход ВВК (военно-врачебная комиссия — прим. ред.). И нельзя исключать, что часть старожилов, получив погоны, тут же не уйдут на пенсию. Вопрос упирается в финансирование, а оно не предусмотрено, — говорит источник в ФТС.
Вероятно, эти доводы оказались кстати — идею с погонами сменили на обещание поднять зарплаты. Справедливости ради стоит отметить, что, по рассказам таможенников в регионах, зарплаты действительно подросли. Но надолго ли хватит финансирования?
«Мы тонем под музыку — вот это первый класс!»
Концепция ЦЭД предполагает, что участник ВЭД подавать декларацию будет в той точке страны, где ему удобно. Владимир Булавин не устаёт повторять, что создание электронных таможен — это «революционное реформирование, которое меняет в целом представление о таможне». По факту же остаётся принцип разделения по территориальности: товар во Владивостоке не будут оформлять в Московском ЦЭД. Как только стартовали электронные таможни, декларации перестали оформлять и на постах, сконцентрировав всё в электронных таможнях. Но юристы отмечают любопытных факт: компетенцию таможенных постов никто не отменил. Формально у бизнеса до сих пор есть право подавать декларации на посты.
— Оформляться в ЦЭД бизнес загнали исключительно административными методами. Никакой правовой основы для этого нет. По таможенному кодексу подавать декларации можно в любой таможенный орган. Никаких ограничений никто не вводил — должен был быть приказ Минфина. Так что решение ФТС не основано на нормативных актах. У бизнеса до сих пор есть юридическое право оформлять декларации в любом таможенном органе страны и право это ограничивают, — говорит юрист по таможенным вопросам.
Подтверждают эту информацию и наши источники в таможенных органах — есть только ведомственные письма. Административным ресурсом воспользовались в тот момент, когда запускали ЦЭД МОТ. Чтобы снизить нагрузку и не допустить коллапса, часть деклараций по решению руководства таможни продолжали оформлять на постах, но Руслан Давыдов наложил на это запрет. С тех пор ЦЭД МОТ продолжает задыхаться от деклараций, а вмешательство ФТС ограничивалось показательными выступлениями: то начальников сменят, то громкое заявление в СМИ сделают.
Если на этапе зарождения ЦЭД их сравнивали с мёртворождённым младенцем, то сейчас в рядах таможенников проводят аналогии с «Титаником»: шансы выплыть малы, и кто успеет урвать спасительную шлюпку – неизвестно. Одно ясно: «выгребать» из этой истории придётся всем, в том числе и высшему руководству. А последнее, как известно, имеет тенденцию сменяться.
Оставить комментарий
В Калининградской таможне, никто не занимается антикорупцинной деятельностью, хотя если посмотреть на штат, это сотни сотрудников. На грузовом оформлении, можно увидеть в лучшем случае 3 инспектора!
а что значит никто не занимается? Вы имеете в виду, что СПК нет в принципе или что они бездействуют? И не очень понятна логика вашего комментария — сотни сотрудников, а при этом на оформлении не хватает рук? Так это не к антикоррупционщикам, а к кадровикам и функционерам, наверное… Поясните)
По сути всё верно. Зарплату причём надо поднимать всем по системе. А не только «сотрудникам». В газетной статье это звучит как бы про всех, но в системе — разница есть. Сотрудникам сейчас неплохо. Один нюанс, их меньшая часть и к оформлению из них большинство отношения не имеют.
Разумеется. Просто статья несколько о другом, но то, что госы по сути находятся в дискриминационном положении — факт. Речь об этом идёт с самого момента сепарации одной службы на две трудовых системы. Это нелепо, несправедливо и вызывает массу критики
Вчера Путину то же самое сказал МЧС-ник на прямой линии из Калининграда (самый первый вопрос, вроде был). В ответ — проблема известна, уже выделен охулиард денег на выправление ситуации. А ситуация — один в один. А тут… Первый зам одной из крупнейших таможен страны обращается официально к Президенту — его «обращение» направляют для рассмотрения …куда? Получается, что реально в стране система управления не работает. Всё зависит от того, кто дозвонится Путину и пожалуется раз в год на прямой линии… Грустно всё это. Господин Песков, хоть Вы ему скажите, что такая ситуация по всей системе правоохранительных органов, а не только в… Подробнее»
Альтернативой был подход, заключающийся в создании единого информационного пространства без изменения территориального размещения постов — декларация в таком случае распределялась бы системой любому инспектору на территории России. Плюсы: сохранение кадров, разрыв связей инспекторов и декларантов, экономия средств Федерального бюджета на приобретение и оборудование новых зданий/помещений.
и на наш взгляд, это самый самый разумный подход. Но он влечёт за собой максимальную транспарентность и непредсказуемую диспетчеризацию ДТ, а это пока, видимо, не comme il faut
А кто-нибудь может внятно объяснить — как происходит сейчас «Диспетчеризация» деклараций в ЦЭДах? Не говорю про ПЭТ или УЭТ, а как в МОТ? С их количеством ДТ и инспекторов должно быть человек 10 только для того, чтобы тупо «распределять» aka «диспетчеризировать» декларации между л/с. При этом надо бы учесть кто что в состоянии оформить качественно и в сроки, а также избежать «коррупционных» оформлений одних и тех же декларантов одним и тем же инспектором. Любопытно…
Это было бы логично и единственно правильно. Вместо этого — после заявлений что «выпускающий — штучный товар, подготавливаемый годами» -массовые увольнения готовых спецов, набор новых «нулевых» инспекторов с улицы, прикомандирования и…. кто знает что еще, т.к. серьезных проверок этого массива и автовыпуска, по-сути, ещё и не было…