Постоянное и неконтролируемое увеличение таможенных профилей риска, которых сейчас насчитывается более пятидесяти тысяч, неправомерные корректировки таможенной стоимости при импорте товаров — одни из самых болевых точек российского бизнеса, причастного к внешнеэкономической деятельности. На заседании подгруппы «Таможенное регулирование» при Аналитическом центре Правительства РФ обсудили эти и другие проблемы участников ВЭД, дабы сформировать очередную «дорожную карту» по таможенному администрированию.
Стоимостные риски в руках таможни — зло
Бизнес не перестаёт говорить о том, что профили рисков таможни — это инструмент административного давления на участников ВЭД и что таможенники, мягко говоря, злоупотребляют системой управления рисками (СУР) для проведения мер и форм таможенного контроля. С тем, что «перестроить и отформатировать» СУР необходимо, согласны и сами таможенники, но смысл этой системы как раз в её непрозрачности и закрытости для участников ВЭД. Тем не менее, если говорить, например, о наиболее проблемных профилях рисков для бизнеса — стоимостных, здесь предприниматели просят хотя бы решить вопрос с индикаторами таможенной стоимости.
— Бизнес давно предлагает сделать хотя бы стоимостные показатели открытыми, но на заседании подгруппы поступило радикальное предложение: забрать у ФТС вопросы проверки таможенной стоимости вовсе и отдать их налоговой службе, — рассказала ПРОВЭД-МЕДИА руководитель Юридической компании Магистраль Марианна Чугаева.
По словам юриста, речь шла о том, чтобы таможенную стоимость проверять не на этапе ввоза, а после выпуска товаров с помощью информационных технологий, сравнивая заявленную при импорте стоимость с ценой реализации на рынке, а не с какими-то закрытыми индикаторами. Неправомерные корректировки таможенной стоимости (КТС) таможенными органами и необоснованные дополнительные проверки излишне обременительны для бизнеса и регулярно становятся предметом судебных разбирательств. В результате бизнес теряет огромные суммы на судопроизводство и надолго выводит из оборота денежные средства, внося залог в счёт обеспечения уплаты таможенных платежей.
«В других странах фискальные органы не оспаривают потенциальное занижение таможенной стоимости декларантами, так как налог на прибыль, который в конечном итоге заплатит владелец товара при реализации, значительно выше, чем таможенная пошлина», — говорится в материалах подгруппы. По оценкам экспертов, такого количества судов по КТС, как в России, нет нигде.
Не таможенное это дело — НДС
Обсуждали на мероприятии и возможность передачи ФНС администрирования таможенного НДС: если не взимать его при ввозе, то это, считают эксперты рынка, приведёт к централизации и единообразию при реализации налоговой политики, так как импортёры всё равно приходят за возмещением НДС в налоговую службу. Издержки и бизнеса, и государства в этом случае были бы серьёзно минимизированы. Но в ФТС с таким предложением не согласны. По словам Александра Гуськова, замначальника Управления контроля таможенных рисков, 40% таможенного НДС не заявляют к возмещению, из-за чего отдать администрирование ФНС невозможно.
Увы, участникам заседания от бизнеса и экспертного сообщества в очередной раз стало очевидно: в ФТС проблем предпринимателей не видят, конструктивно и оперативно решать острые вопросы не желают и продолжают стоять на том, что таможня работает на должном уровне. Именно поэтому усилиями бизнес-сообщества и экспертов приходится формировать очередную «дорожную карту» для Правительства: следующее заседание подгруппы по таможенному регулированию пройдёт осенью.
— Завершится эта работа к середине ноября. Именно тогда «дорожная карта» уйдёт на подпись руководству. Сейчас мы будем корректировать и уточнять предложения, поступившие от региональных уполномоченных по правам предпринимателей. Жаль, что ничего нового уже не добавить, но будем хотя бы уточнять и конкретизировать внесённые предложения, — сказала Марианна Чугаева.
Оставить комментарий