Ведомственную систему управления рисками (СУР) разрабатывает для Россельхознадзора Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр карантина растений» (ВНИИКР). 4 сентября ведомство продемонстрировало участникам бизнес-сообщества теоретическую часть автоматизированной СУР, созданной на базе информационной системы «Аргус-Фито».
Алгоритм, который закладывается в СУР, предполагает, что процент фактически досматриваемых партий должен определяться исходя из риска выявления карантинного объекта в определённой товарной партии, прибывшей из конкретной страны. Для выявления и определения степени риска система Россельхознадзора анализирует историю ввоза товара. В результате анализа информации массив данных по коду товара и стране его экспорта будет ранжирован по четырём категориям рисков, для каждой из которых установлен свой процент досмотра. Например, для бананов из Эквадора — 10% (низкий риск), для томатов из Турции 100% (высокий риск).
Ранее в Россельхознадзоре сообщали, что профили рисков в сфере карантина растений основаны на информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны-экспортера, информации, полученной от национальных организаций по карантину и защите растений стран-экспортёров, а также сведений о фитосанитарном состоянии Российской Федерации.
— Мы высоко оценили научную сторону работ, выполненных по СУР специалистами ВНИИКР. По реализации СУР в части контрольных функций на границе сделали ряд предложений по доработке, но это уже вопрос не к ВНИИКР, а к Россельхознадзору, — сказала ПРОВЭД-МЕДИА Президент ассоциации импортёров плодоовощной продукции Ирина Капитанова .
Так, например, участники ВЭД, заинтересованные в максимально эффективной работе системы, предложили ведомству учитывать и субъектные факторы: если компания в течение длительного времени не ввозил заражённые товары и проводит предотгрузочную инспекцию, то процент досмотров грузов этого импортёра должен быть меньше даже в случае, если товар и страна экспорта относятся к высокой категории риска. По словам импортёров, Россельхознадзор обещал подумать над реализацией этого предложения.
Кроме того, участники ВЭД предложили пересмотреть подходы в определении степени досмотра внутри товарной партии. Сейчас фитосанитарные инспекторы руководствуются старым ГОСТ, который обязывает определять число досматриваемых транспортных средств исходя из общего их числа в поставляемой партии. Так, например, если партия состоит из пяти контейнеров, то досматриваются все 100%; от пяти до десяти контейнеров — досматривают каждый третий контейнер; более десяти контейнеров — открывают каждый четвёртый. По мнению предпринимателей, для минимизации риска достаточно открыть всего лишь один контейнер: если в нём обнаружат карантинный объект, то досмотру подвергнут всю партию. По имеющейся информации, предложение обсудят на уровне Центрального аппарата Россельхознадзора.
Сейчас систему тестируют на перемещаемых автотранспортом яблоках из Сербии и Молдавии. По результатам тестирования СУР будут постепенно распространять на другие товары и виды транспорта.
— Система способна, не снижая фитосанитарной безопасности при контроле поступающей подкарантинной продукции, сократить временные и логистические затраты и снизить нагрузку на бизнес за счёт адресного и дифференцированного направления грузов на досмотр и проведение лабораторных исследований, — сообщили в Россельхознадзоре.
По информации Россельхознадзора, сейчас высокий уровень риска присвоен всем подкарантинным товарам, в связи с чем фактический досмотр проводится в отношении каждой товарной партии.
Фото: Россельхознадзор
Оставить комментарий