Цифровизация приобрела статус повсеместного тренда — о ней говорят представители практически всех отраслей, но парадокс в том, что зачастую под этим термином понимаются разные явления. Порой под термином «цифровизация» понимается автоматизация процессов, но, считают эксперты, это неверный подход, поскольку цифровизация подразумевает под собой цифровую трансформацию и изменение бизнес-процессов с применением цифровых инструментов.
Об изменении бизнес-процессов в логистике и совместной работе с РЖД на международном форуме «Транспортный потенциал» рассказал начальник Департамента транспорта и логистики ПАО «Газпром нефть» Александр Невский.
Последняя миля
В первичной логистике «Газпром нефть» выделяет три основные области цифровизации: транспортировка, диспетчеризация и организация отгрузок. В части транспортировки основное внимание уделяется перемещению продуктов от резервуаров завода до резервуаров нефтебаз ж/д и трубопроводным транспортом. По словам Александра Невского, компания стремится к тому, чтобы подход к планированию погрузки и согласованию планов на транспортировку стал максимально прозрачным.
Область, где рано говорить о полной цифровизации и где только начался трансформационный процесс – создание и изменение бизнес-процессов в отношении операции, называемой «последняя миля». В этом цикле операций «Газпром нефть» стремится к тому, чтобы процесс взаимодействия с клиентами проходил в онлайн режиме.
По мнению заместителя директора Департамента программ развития Минранса России Евгения Ткаченко, следующим этапом развития архитектуры грузоперевозок станет мультимодальность. Но, прежде чем наступит этот этап, должен быть решен вопрос «последней мили». Поскольку начальным и замыкающим звеном чаще всего становятся автоперевозки, особое внимание при общей цифровизации будет обращено именно на них. Кроме того, Ткаченко сказал, что Минтранс совместно с «Газпром нефтью» проводит работу над применением беспилотных воздушных систем. По словам представителя Минтранса, этот проект направлен на повышение эффективности работы всей транспортной системы.
В информировании о движении груза хорошие результаты показали электронные пломбы, но пока компания не использует их постоянной основе. Невский обратил внимание и на то, что хотя учётные процессы считаются второстепенными вопросами, они не менее важны для логистики. В их правильной организации сосредоточены «положительные эффекты, позволяющие сократить издержки на стыках операций».
Эксперименты с РЖД
В «Газпром нефти» готовы к расширению информационного обмена, но, предоставляя информацию о своем плане нагрузки горизонтом до 60 дней, компания хочет получать прозрачную информацию и о плане подходов вагонов и цистерн под погрузку, и о движении грузов. В такой коллаборации компания видит не только свою выгоду. Предполагается, что эта система позволит РЖД оптимизировать использование инфраструктуры, а поставщикам логистических услуг правильно организовать использование вагонного парка.
Говоря о бизнес процессах в области сбытовых подразделений, Невский затронул два основных вопроса. Первый – транспортировка грузов в портовых направлениях. Основная проблема здесь — трудности при транспортировке грузов в порты в высокий сезон, «когда составы стоят». Из-за этого значительно возрастает возможность получения демереджа судов и других штрафов.
Для решения этой задачи в «Газпром нефти» применяется согласованное с РЖД графикование, которое позволяет точно предъявлять грузы к перевозке и избегать простоя в дальнейшем пути их следования. Вторая задача заключается в работе по снабжению собственных сетей АЗС, которых у Газпром нефти порядка 1800 по России и странам СНГ. Для их снабжения в России функционирует 30 нефтебаз. Бенчмаркинг, который провели в Газпроме, показал, что специфическую задачу по обеспечению такой разветвленной сети железнодорожным транспортом ещё практически никто не решил.
Для оптимизации этого вопроса, Газпром нефть совместно с Западно-Сибирской железной дорогой запустили пилотный проект, который предполагает фиксацию статистических сроков доставки. РЖД, имея по условиям проекта некоторый буфер (1-2 дня), должны были привезти груз на нефтебазы в чётко согласованные сроки. Результаты эксперимента оказались удовлетворительными и услуга будет рассматриваться уже на договорной основе.
Оставить комментарий