В Большом порту Санкт-Петербург продолжается эксперимент по интеграции TradeLens – блокчейн-платформы для морских грузоперевозок. Ход проекта и роль смарт-контрактов в системе обсудили участники первой международной конференции «Freight.Digital 2019: Цифровизация международных контейнерных перевозок».

Платформа TradeLens – совместный проект Maersk и IBM, который с июня тестируют на базе Большого порта Санкт-Петербург. В число участников эксперимента вошли ФТС, пограничная служба, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Минэкономразвития. Об этом рассказал генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников.

Приглашение в рабочую группу МЭР он объяснил отсутствием нормативной базы для внедрения подобных технологий. Ведомство отвечает за внедрение регуляторных песочниц, с помощью которых участники эксперимента надеются обойти «некоторые острые углы, которые есть в законодательстве».

Куропятников отметил, что сам проект реализуется в соответствии с «определённой дорожной картой, в рамках которой выполняется ряд мероприятий, в том числе связанных с использованием такой чувствительной технологии, как блокчейн». Он подчеркнул, что результат тестирования технологии «может быть любой». Тем не менее, процесс уже запущен.

«Надеюсь, что первые результаты мы получим к концу года и, возможно, добьёмся определённого прогресса в использовании той самой безбумажной технологии по доставке грузов», – сказал спикер.

Глава «Морсвязьспутника» добавил, что выбор блокчейна и конкретных компаний не связан с хайпом или именем. Главной задачей проекта является понимание и тестирование технологии, которая позволит уйти от бумажного документооборота и сделать перевозки более прозрачными.


Читайте также: «Блокчейн-платформу для Большого порта Санкт-Петербург должны запустить в июне«


Другой темой, которая поднималась в ходе конференции, стали смарт-контракты в системе морских грузоперевозок. Председатель коллегии по спорам в сфере цифровой экономики Арбитражного центра при РСПП, директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО Элина Сидоренко в числе преимуществ внедрения «умных контрактов» на базе блокчейн назвала прозрачность транзакций и договорных обязательств, фиксацию их нарушений, сохранение анонимности, устранение посредников между сторонами и бумажной волокиты.

Сидоренко напомнила и о существовании Арбитражного центра при РСПП и Коллегии по спорам в сфере цифровой экономики. Сейчас, по её словам, в РФ это единственный юридический институт, защищающий участников цифровых взаимоотношений. Также эксперт обратила внимание на создание Коллегии в сфере морского предпринимательства, допустив, что к концу 2019 – началу 2020 года Коллегия начнёт активно работать.