В последние годы активно обсуждается проблема повышения эффективности прохождения грузов через морские пункты пропуска. Заинтересованы и государство, и бизнес. Один из главных камней преткновения – цифровизация, так как до сих пор нет определённости в подходах к реализации современных технологий в российских портах.
Концептуальный подход
Решение о развитии механизма «единого окна» главы государств-членов ЕАЭС приняли ещё в 2014 году. Пять лет шла работа над созданием регулирующего документа, и в 2019 году главы ЕАЭС подписали «Описание эталонной модели механизма единого окна», в котором устанавливаются основные требования к национальным системам. Этот документ, как и подход в целом, не раз подвергался критике со стороны экспертного сообщества
В 2020 году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) по вопросам реализации проекта «единого окна» намерена принять на уровне глав ЕАЭС концепцию по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска. Концепция будет рассчитана до 2030 года и поделена на два этапа. С 2020 по 2025 годы — создание условий для перехода на «безбумажные технологии» в морских пунктах пропуска и морских портах. В этот период должен быть определён уполномоченный орган, ответственный за «морское единое окно» и оператор системы. С 2026 по 2030 годы — окончательный переход на «безбумажные технологии» и упразднение электронных сканированных копий документов.
Несмотря на позитивные цели концепции, при её формировании уже возникли разногласия, поэтому для её окончательного утверждения к работе подключены эксперты.
Электронные технологии таможни
Ключевые вопросы цифровизации для таможенных органов России – развитие центров электронного декларирования (ЦЭД) и системы электронного предварительного информирования (ПИ) на базе КПС Портал «Морской порт». По словам начальника Балтийской таможни Сергея Сенько, Портал предполагается использовать с дальнейшей перспективой построения информационной среды для всех участников бизнес-процесса, осуществляющих свою деятельность в морском порту.
Система предварительного информирования таможенных органов для водного транспорта действует с 1 июля 2019 года. За это время Балтийская таможня оформила 1165 судозаходов, из них 604 с представлением ПИ. Это число сложно назвать впечатляющим, но таможенники объясняют ситуацию тем, что на часть судов (буксиры, технический флот, вспомогательные суда, которые приходят в балласте) не требуется обязательное предоставление ПИ. По данным Балтийской таможни, таких судов было 525. Были и суда, на которые ПИ не представляли из-за технических проблем с загрузкой данных. Такая проблема возникла в первую неделю реализации технологии во время сопряжения программных средств.
Эксперименты с таможней
Председатель комитета по коммерческим и правовым вопросам Ассоциации морских портов Павел Поляков отмечает, что в современном бизнесе и в работе, которая заключается в повышении эффективности прохождения грузов через морские пункты пропуска, происходит «достаточно большое количество событий». На базе Большого порта Санкт-Петербург во взаимодействии с Балтийской таможней осуществлено около двенадцати экспериментов.
— С точки зрения электронного документооборота совершенно авторитетно могу сказать, что на территории морских путей пропуска бумаги нет вообще, стивидорам бумага не нужна, – сказал Павел Поляков на Конференции «ТрансЛогистика» в Петербурге.
Среди проведённых экспериментов он выделил реализацию технологии помещения товара под процедуру свободного обращения до выгрузки судна — ещё до прибытия. Для этого проекта проводились доработки штатного программного средства таможни «Аист». Ту же функцию предполагает и КПС Портал «Морской порт».
По инициативе Ассоциации морских портов в рамках экспортного совета по реализации таможенной политики при ФТС России создали Комиссию по совершенствованию таможенного администрирования в морских пунктах пропуска под руководством главы ведомства Владимира Булавина. Комиссия собирается раз в два месяца для обсуждения вопросов, связанных с деятельностью в морских пунктах пропуска.
Ряд представителей бизнес-сообщества весьма критично смотрят на функционирование таможенных программных средств, уверяя, что работа с тем же КПС Портал «Морской порт» порой более ресурсозатратна, чем представление бумажных документов. Но по мнению Павла Полякова, несмотря на нынешние сбои в работе, КПС — перспективная технология.
— У нас есть уверенность, что у Минфина хватит денег, чтобы доработать это программное средство, – сказал он.
Бездушные электронные машины
В своем выступлении на международной конференции «FREIGHT.DIGITAL 2019» представитель Национальной Ассоциации морских агентов Владимир Коростелёв сделал акцент на том, что бизнесу необходима система «единого окна».
— Мы хотели бы общаться не с чиновниками на границе, которых мы не хотим видеть, а с бездушной электронной машиной, – сказал эксперт.
В качестве модели «единого окна» он представил такую систему: участник ВЭД взаимодействует с информационной системой через web-интерфейс, через экран компьютера, либо по принципу «система-система» — через электронный обмен данными. Взаимодействие при этом происходит не только с единой электронной информационной системой, но с одним уполномоченным органом. Все другие государственные контрольные органы получают информацию из «единого окна».
Далее, на основе системы управления рисками (СУР) принимается решение, которое доводится до участника ВЭД. А так как судно и груз приходят из порта другого государства, то информация по убытию судна, которая введена в аналогичное «единое окно» другого государства, для российской стороны должна являться информацией о прибытии. Этой информацией и необходимо обмениваться.
Поэтому потребность в создании системы ясна, но остро стоит вопрос её реализации. «Единое окно» можно построить либо один раз на государственном уровне, либо 67 раз на уровне порта, либо ещё чаще. Среди бизнес-сообщества звучат предложения о создании «единого окна» силами бизнеса. Создание такого Port community systems может означать, что в России окажется около 200 «окон».
Оставить комментарий