В Царицыно, в здании Московского областного таможенного поста, 20 февраля прошёл круглый стол при участии представителей бизнеса и таможни. Генеральный директор «КВТ Сервис» Антон Грачёв рассказал о ключевых моментах дискуссии.
Что просили, то и сделали
К началу 2020 года всё таможенное оформление распределят между шестнадцатью Центрами электронного декларирования. При этом зоной покрытия ЦЭД будет не вся Россия, как изначально предполагала концепция, а строго с закреплением по регионам. Привязка будет к регистрации по ИНН: зарегистрирован в Москве – на Москву и подавайся.
Как пояснили – это для удобства и прозрачности совместных проверок ФТС и ФНС. Правда, тут же оговорились, что морские грузы будут оформлять морские ЦЭД, а авиационные – ЦЭД авиационный.
Общение с инспекторами уйдёт в прошлое, а взаимодействовать с таможней можно будет посредством колл-центра. Колл-центр, правда, есть и сейчас, но, как мы ни пытались через него разрешать возникающие ситуации, – всё безрезультатно.
Из того, что говорили на круглом столе, вывод я сделал такой: при обращении в колл-центр с вопросами о судьбе декларации «связующие» будут либо отвечать, что сработал общероссийский профиль риска (а потому у таможни есть 10 дней для принятия решения), либо обещать отправить запрос в ЦЭД. Правда, на запрос никто не ответит, потому как обратная связь не предусмотрена.
На круглом столе помимо главы Московской областной таможни Вячеслава Голоскокова, руководителя Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрия Жукова и первого заместителя главы ФТС Руслана Давыдова присутствовал председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко. И чины из ФТС объявили: нам из Общественного совета передали, что бизнес хочет одинакового подхода, единообразия. «Ну вот оно, мы сделали».
Это ваши проблемы
Вячеслав Голоскоков анонсировал также создание «горячего ящика», на который можно присылать обращения. Обращения будут регистрировать и рассматривать. Но и это с оговоркой: тот, кто будет слишком много обращаться, рискует получить статус жалобщика. А такой статус чреват неприятностями и трудностями в дальнейшей работе компании.
Пара смельчаков поднялась с вопросами. Один описал ситуацию на Можайском ЦЭД: партии цветов, которые приходят на этот пост, слишком часто попадают под досмотры, и оформление идёт медленно.
Дмитрий Жуков поинтересовался, сколько машин приходит. «Сто пятьдесят», − ответил предприниматель. «А на пандусе сколько досмотровых ячеек?», − полюбопытствовал чиновник. «Тёплых – четыре».
Тогда представитель ФТС заявил, что раз склад не оборудован под такие объёмы, то это проблема предпринимателей: дескать, не надо было такие объёмы набирать.
Другой представитель бизнес-сообщества, отважившийся на вопрос, тоже, вероятно, о своей смелости пожалел.
— Вы отрапортовали, что сроки выпуска такие-то. Но мы, наверное, уникумы – у нас ни в сутки, ни в двое ни одна декларация не уложилась, − рассказала представительница иностранного таможенного представителя.
В ответ Руслан Давыдов напомнил, что таможне не хватает кадров и рекомендовал пойти навстречу таможенной службе. «Но если идти навстречу не хотите – ваше право», − подытожил он.
Вообще, по ощущениям и судя по тону ответов, представителей бизнеса на круглом столе держали за круглых идиотов.
И ещё, напоследок. Под конец 2019 года ФТС намерена запустить Главный центр обработки данных. Обещали, что все просто «залетает». Но учитывая вереницу ситуаций, когда при банальном обновлении сервера оформление вставало на пару дней, в космические скорости верится слабо.
Фото: ФТС России