Прибалтийские страны — серьёзный конкурент России на рынке грузоперевозок, как морских, так и автомобильных. По мнению участников рынка, в странах Прибалтики созданы все условия для развития бизнеса и интенсификации грузопотоков, в том числе, за счёт сокращения бюрократических процедур. Своим мнением о том, почему экспедиторы и перевозчики выбирают Прибалтику, а не Россию, поделился Александр Иванов — предприниматель из Эстонии, который более 10 лет занимается грузовыми автомобильными перевозками как в России, так и в Прибалтике.

Таможне главное знать правду

У нас всё работает просто. Предположим, случилось ужасное и пришёл в порт контейнер, в котором ошибки во всём — в получателе, в весе, да в принципе пришёл не тот груз, который заказывали. Думаю, вы представляете, что будет за это в России. А здесь ничего за это не будет, даже пломбы снимать не станут, так как это свободная зона. Она для того и существует, чтобы исправить ошибки отправителя. Таможне у нас главное знать правду. Поэтому у экспедитора есть возможность прийти и сказать: «Пришло совсем не то, что предполагалось, я проверил, вот что там на самом деле» — и всё!

Да, если речь идёт не о транзите, а о выпуске для внутреннего потребления, то тогда у нас попросят несоответствие исправить, внести изменения в документы, но обойдётся это евро в пятьдесят.

Второе — нашим госорганам не нужны документы на прибытие груза. Не надо никуда бежать сломя голову и кричать — вот пакинг-лист, вот остальные документы. Пришёл груз — и слава богу.

Поменять маршрут транзита — не страшно

В России нет транзитной процедуры. Той, что во всём цивилизованном мире называется транзитом. Например, в России необходимо точно указать, откуда груз идёт и куда. Вопрос — зачем? В Европе такого нет. Смысл транзита — гарантировать оплату налогов, а таможенный представитель это гарантирует своим банковским счётом. Что происходит в Росcии?

Предположим, идёт транзитом груз из Нарвы на пост в Шумилкино, но во Пскове машина сломалась, и мы меняем маршрут. Почему транзитная декларация становится недействительной? Почему инспектор своей рукой не может исправить? Меня никто никогда не убедит, что это страшное нарушение — поменять маршрут транзита.

В Европе всё равно, где растамаживать груз. Если, например, случилась задержка и склад, на который планировалось изначально везти машину, закрыт, то можно позвонить на соседний склад, как в магазин, договориться по телефону, привезти туда и подать декларацию в центральную инспектуру.

11 лет и ни одного досмотра

Транзитная декларация, если все документы на руках, у нас оформляется 7-8 минут. Берёшь талон электронной очереди, подходишь к «окошку» к инспектору, инспектор сканирует документы — транзит открыт, груз уехал. По сути таможенник «в окошке» — это оператор. Естественно, если он заподозрит что-то неладное, то вправе назначить досмотр.

Лично я работаю 11 лет и у меня не было ни одного досмотра за все эти годы. Но даже если назначат досмотр, то он пройдём максимум за час — два. Досмотровые инспекторы в Эстонии — отдельная структура, оперативное подразделение. Если они в программе виде, что появилась отметка о назначении досмотра, то выезжают на площадку тут же, максимум в течение получаса. Досмотр не будет стоить ничего, в отличие от нескольких сотен долларов в России.

Да, если необходимо взвешивание, например, то у нас за это возьмут 25 евро — вне зависимости, кто инициировал операцию. А в российских портах есть таможенное, а есть так называемое «коммерческое взвешивание», которое инициирует перевозчик или декларант — тарифы существенно выше. Почему, в чём отличие от обычного? Правильно — в заработке портовых структур.

В России всё наоборот

В России бизнес душат штрафами. Например, недавняя ситуация: у нас не было даты в дозволе (разрешение на въезд грузового автомобиля – прим. ред.) — 100 тыс. рублей штраф. Водитель заполняет этот документ, когда выезжает, так какая разница — 15 там декабря или 17? Но Минтрансу это отчего-то важно.

В 2017 году Минтранс поменял правила оформления поручений отправителя или получателя груза иностранному перевозчику на перевозку. С тех пор все стали бояться ездить в Россию. Опять-таки случай из практики: поручение на перевозку было заполнено по всем правилам, за исключением одного: генеральный директор, который подписал поручение, забыл указать свою должность — написать слова «генеральный директор», понимаете? Снова штраф 100 тысяч. Как вы считаете, соизмеримо?

Я бы и хотел везти на Санкт-Петербург грузы, но везу на Таллин. У нас созданы все условия для бизнеса, для его развития. В России всё наоборот.