«А вот у них там…», — часто слышим мы, когда в очередной раз кто-то сталкивается с громоздким и забюрократизированным отечественным госадминистрированием, намекая, что «там» всё куда лучше.

Так ли это, если имеется в виду американская таможня, рассказывает генеральный директор ООО «Таможенный партнёр» Константин Малюгин.

Я удивлён, я завидую

Стало мне интересно, как в США устроены процесс таможенного оформления и сама таможня. Там и население побольше, и грузов, соответственно, больше в разы, да что говорить — и форма таможенная у них красивее.

По мере того, как я собирал информацию, во мне росли два чувства: зависти и удивления… Как модно сейчас говорить: «А так можно было?».

Итак — U.S. Customs and Border Protection (CBP):

Америка оформляет в год около 18 миллионов деклараций (еженедельно 20 тысяч ж/д вагонов, 200 тысяч контейнеров, а автомобилей — 10 миллионов в год). Россия же ежегодно оформляет лишь около 4 миллионов деклараций.

√ Количество сотрудников именно таможенной службы в США – 21 тысяча человек, а в России — 69 тысяч. Но отмечу, что общее количество американских служащих, задействованных в контроле импортных и экспортных грузов, насчитывает около 58 тысяч человек: почти половина из них – это, собственно, таможенники, которые проверяют и осматривают грузы; примерно столько же – сотрудники, охраняющие режим государственной границы; чуть более двух тысяч – специалисты по сельскому хозяйству (ветеринарный и фитоконтроль), а остальные – это кинологическая служба, служба по предотвращению незаконного проникновения на транспорт, служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и так далее. Хотя до 2003 года каждая из этих служб была самостоятельным ведомством.

√ До 2003 года таможенная служба Америки подчинялась Министерству финансов, а с 2003 года получила прямое подчинение Министерству национальной безопасности.

Факт, который меня абсолютно поразил, — среднее время выпуска декларации. В России это около 2-3 часов, тогда как таможенная служба США рапортует о среднем времени выпуска – в течение 10 минут.

√ В некоторых случаях (аналог «зелёного коридора» — система BRASS) таможенники США выпускают импорт по штрих-коду на инвойсе за 5 секунд! Причём больше остального меня удивляет именно возможность выпуска по штрих-коду инвойса, а не время, ведь и в России уже тоже есть автовыпуск деклараций.

√ Цель CBP — оказывать качественный сервис и облегчить работу участников ВЭД. В подтверждение этому — интересный факт: они обучают своих сотрудников, равно как и таможенных представителей, «навыкам коммуникации» — приветливости, доброжелательности. Они учат их общаться с клиентом — с участником ВЭД. Есть такой сериал в США — «Поймать контрабандиста». По нему заметен уровень межличностной коммуникации работников, направленный, прежде всего, на помощь и разъяснение.

√ Помимо документального и фактического контроля у американских таможенников есть серьёзный ресурс — институт информаторов. В таможенной службе, как и в налоговой, информатор может заработать определённый процент от суммы обнаруженной по его сообщению контрабанды или выявленных налоговых нарушений. То есть гражданин получает деньги за полезную для государственных служб информацию, сохраняя при этом анонимность (для этого созданы горячие телефонные анонимные линии).

√ Таможенная служба США имеет право уничтожать товары без решения суда. Например, — контрафактную продукцию. Бывали случаи, когда товар уничтожали просто за неправильное стикерование (маркировку). С другой стороны, таможенники могут и простить некоторые ошибки. Как сказал в интервью на ютуб один из таможенных брокеров США, «если вы ошиблись, вы можете просто попросить прощения…»

Мне сложно представить ситуацию, когда я прошу прощения у нашей таможни…

√ По законодательству США всю ответственность при таможенном оформлении несёт только импортёр. Таможенный представитель, даже если это его ошибка привела к потерям, – не несёт абсолютно никакой финансовой ответственности.

√ CBP могут самостоятельно возбуждать уголовные дела (за ложные сведения, наркотики и оружие, контрабанду), имеют право с санкции суда устанавливать тайное наблюдение и прослушку, совершать контрольные закупки.

Таможня — это бог

Хочу отдельно упомянуть системы автоматизации. С 2016 года на смену системе ACS (Automated Commercial System), пришла система Customs Automated Commercial Environment (ACE). На разработку только концепции этой системы американцы потратили 100 млн. долларов, а на реализацию и внедрение — более 3 млрд долларов.

В ACE реализовано: автоматическое прохождение границ, информирование всех заинтересованных ведомств (более 40), пресечение ввоза нелегальных грузов. Все декларации оформляются в центре обработки данных (ЦОД), то есть в одном месте. Именно туда стекается информация от всех государственных ведомств, а также от перевозчиков и таможенных представителей.

Если вы не зарегистрированы в системе ACE – возможности завезти груз в США у вас нет. К примеру, всё начинается с того, что вы обязаны внести в систему данные о грузе за 48 часов до погрузки его на судно, если перевозка морская.

Таможня — это бог, — говорит один из американских брокеров, — Они могут и имеют право ничего не объяснять, не давать пояснений, могут уничтожить груз, могут дать возможность перестикеровать, могут простить, а могут наказать. Могут прийти на досмотр сразу (полные досмотры крайне редкие), а могут через месяц, и вы всё это время будете оплачивать склад и простои.

Если вы потеряли доверие, таможня вам больше не верит, то всё будет складываться очень плохо. Вас могут лишить права на импорт, а могут и возбудить уголовное дело —  например, за подделку бренда.

Заслужить и подтвердить

Существует в США и институт лицензируемых CBP таможенных брокеров — Customs Broker. Сейчас таких брокеров около 15 тысяч. Это частные лица, корпорации, партнёрства.

Стоимость брокерской лицензии в Америке — около $2 тыс., включая сбор за сдачу экзамена, региональные сборы, ежегодный сбор за пользование разрешением, пользовательский сбор, плата за проведение и обработку отпечатков пальцев.

Для того, чтобы иметь возможность получить брокерскую лицензию брокера, надо соответствовать всего трём критериям:

1. Быть гражданином США не моложе 21 года.

2. Не быть действующим сотрудником федерального правительства.

3. И самое интересное и неожиданное — обладать хорошими моральными качествами.

А вот стать таможенным брокером гораздо сложнее. Сначала претендент в течение полугода проходит вводный курс, потом ещё год осваивает курс сертификационный и только после этого сдаёт экзамен. По статистике выдерживают экзамен лишь 4% соискателей.

Но и на этом испытания не заканчиваются: теперь обладатель нового статуса должен «поддержать» свой сертификат. Для этого необходимо набрать 20 баллов за год. Пять баллов даёт каждый экзамен, который проводится раз в четыре месяца, ещё пять баллов — посещение одной профильной конференции. В итоге, если к концу года лицензиат набрал 20 баллов, то его сертификат подтверждён.

Таможенные брокеры в Америке оказывают те же посреднические услуги, что и таможенные представители в РФ, могут зарегистрировать импортёра в системе АСЕ и быть его агентом в ней (кстати, службы поддержки АСЕ и СРВ работают круглосуточно).

Кроме того, таможенный представитель решает все вопросы при взаимодействии с иными заинтересованными службами, оформляет документы, декларацию, определяет правильность кода (предоставленного импортёром), и так далее.

Но!

Брокер, как я уже упоминал, не несёт никакой финансовой ответственности перед импортёром….

В одном из интервью таможенному брокеру задали прямой вопрос: «Если вы подтвердили код, а спустя год таможня доначислила платежи, вы несёте за это ответственность?»

Нет, никакой ответственности мы не несём, за всё платит импортёр, а если докажут умысел, то проверят всю вашу деятельность за пять лет, — ответил он.

«…. Таможенные брокеры являются высококвалифицированными специалистами, лицензированными CBP для оказания содействия в проведении таможенных операций от имени других. Таможенные брокеры должны также знать требования 40 государственных агентств. Выбор талантливого таможенного брокера может быть ключевым моментом в продвижении импорт-бизнеса компании…..», — указано на сайте одного из таможенных брокеров США.

Таможенные брокеры в Америке преподносят себя как специалистов высочайшего уровня, владеющих всеми нюансами в своей сфере, без содействия которых соблюсти все требования крайне сложно, – и это,  по большому счёту, соответствует действительности.

Для справки: средняя ставка таможенного брокера в США без дополнительных сборов:
• автомобильный транспорт: $75 – 100,
• морской и воздушный: $110 – 150.

Есть и дополнительные сборы: антитеррористический (около $8, предварительное уведомление ($35), комиссия за обработку товара 0,35% и другие.

Быть честным выгодно

Так как 99% таможенного оформления происходит в электронном виде, таможня и брокеры общаются крайне редко, с их слов — «…когда это действительно необходимо…».

— Если ты «примелькался», то таможня относится к тебе дружелюбно, возникающие проблемы решаются легче, они даже могут сами позвонить брокеру, — рассказывает в своём блоге русскоязычный дальнобойщик из США.

Вот и получается, что система таможенного контроля в Америке построена на принципе «честным быть выгодно».

Наверняка и мы придём к подобным результата. Но только когда, друзья? К 2050-му?

Фото: www.cbp.gov