Реформы и изменения, которые мы сегодня наблюдаем в таможенной службе в организации контроля, кажется, ведут к тому, что ФТС начнет избавляться от рудиментов. Каким, на наш взгляд, является отдельно выведенная структура акцизных таможен и таможенных постов.
Если всё оформление концентрируется в Центрах электронного декларирования, если существенная часть товаров включается в систему маркировки, если регуляторы готовятся к введению электронных паспортов транспортных средств, то зачем нужны акцизные таможни с их малюсенькой компетенцией?
Кто-то возразит, что контроль подакцизных товаров, к которым относятся алкоголь, табак, топливо, − сфера, в которой нужна особая компетенция, и не каждый инспектор может с этим работать. Но мы возьмёмся утверждать, что оформление деклараций на товары химической, фармацевтической, текстильной категории для инспекторов ничуть не легче, а то и сложнее, чем товаров, относящихся к подакцизным.
Когда с главной таможни страны звонят декларанту и, ругаясь, интересуются, зачем он подался со «своими лекарствами» к ним на пост («Я не знаю, как это оформлять!»), возникают некоторое сомнения в том, а на своём ли месте люди и так ли они компетенты.
Если таможня вроде как идёт по пути удобства для бизнеса, навстречу бизнесу (о чём часто заявляет на публичных мероприятиях), то почему до сих пор остаётся необходимость везти подакцизный товар именно на ту таможню, которая уполномочена его оформлять?
Морской порт Владивосток с 2011 года обладает компетенций по оформлению в числе прочего подакцизных товаров. И ничего, всё работает. Не как часы, конечно, но как везде, не хуже.
Впрочем, возможно, ФТС приглянется совсем другой вектор развития специализированных таможенных постов, тут никогда не угадаешь — сегодня категорируем участников ВЭД, а завтра декларируем необходимость категорирования товарных партий, чем, собственно, худо-бедно занимается система управления рисками последние годы.
Некоторые эксперты рынка внешнеэкономической деятельности предполагают, что акцизные таможенные посты − прообраз таможни будущего в цифровом мире, когда будет осуществляться концентрация в одном месте специалистов по какой-то относительно узкой теме, которые смогут оперативно принимать решения по соответствующим вопросам, независимо от региона возникновения таких вопросов.
А некоторые сравнили Центральную акцизную таможню с родом Романовых — ей, кажется, нет места в современном мире. По крайней мере, мы видим это именно так: с контрольно-идентификационными знаками, электроникой и прочими ноу-хау акцизные таможни становятся пережитком ельцинских времён.
Оставить комментарий