В Приволжском таможенном управлении 19 апреля прошло заседание, посвящённое проблемам взаимодействия бизнеса и таможни. О том, какие вопросы поднимали на заседании, для читателей ПРОВЭД-МЕДИА рассказывает Александр Капранов, генеральный директор компании Негоциант и общественный омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в таможенной сфере. 


Для подавляющего большинства участников ВЭД подача электронной декларации в центр электронного декларирования (ЦЭД) стала ежедневной практикой. Но в последние месяцы при взаимодействии по электронным каналам связи с должностными лицами таможенных органов проявилась некая terra incognita, а в некоторых ЦЭД даже «чёрная дыра», в которой навсегда исчезают обращения участника ВЭД вместе с попытками получить информацию о прохождении документального контроля.

Таможенное законодательство ЕАЭС и России регламентируют порядок информационного обмена при таможенном декларировании в общих чертах. Действующей технологии обмена информацией, необходимой для принятия решения в случаях, отличных от электронного обмена сведениями при декларировании, нет.

Федеральным законом о таможенном регулировании (ФЗоТР) предусмотрено обеспечение реализации задач в области таможенного дела Минфином России и ФТС России. Эти ведомства должны обеспечивать функционирование механизма взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД. Для реализации задач нужна единая цель: и для таможенных органов, и для участника ВЭД сокращение сроков выпуска – это положительный результат взаимодействия.

Цель взаимодействия – быстрый выпуск товаров 

Кроме основной цели взаимодействия у обеих сторон есть дополнительные условия, обязательные или желательные при проведении таможенного контроля. По мнению таможенников, каждая поставка уникальна, поэтому любая поставка товаров требует полного контроля всех документов и сведений. По мнению участника ВЭД, все последующие аналогичные поставки могут контролироваться в меньшем объёме.

Компромисс ожиданий рождается при взаимодействии таможенников с участником ВЭД. Взаимодействие, конечно же, необходимо и при первой поставке товара, но в этом случае взаимный контакт сторон имеет большую степень неопределённости и может либо отсутствовать при автоматическом выпуске (предположим такой вариант), либо перерасти в длительный фактический контроль на срок до четырёх месяцев, например, при назначении таможенной экспертизы.

ФТС делает всё возможное, чтобы исключить контакт таможенников с декларантами и их таможенными представителями. Если заполнить таможенную декларацию без ошибок, то разработанный таможенниками алгоритм её проверки выдаст автоматическую регистрацию декларации и сделает возможным автоматический выпуск товара. Всё взаимодействие сведено к минимуму, и желаемый обеими сторонами результат достигается автоматически. Таких случаев в практике таможенного контроля становится больше.

Анализ и статистика отказов позволяют декларанту находить потенциальную возможность безошибочного ввода информации в декларацию. Если декларант пользуется коммерческим программным продуктом для декларирования и обмена электронными сведениями с таможенным органом, то можно запросить от разработчика программного продукта внедрение алгоритмов проверки на стадии подготовки таможенной декларации, перед её подачей в таможенный орган.

Для персонифицированного информационного взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами ФТС поддерживает Личный кабинет участника ВЭД и Портал электронного представления сведений, но в них необходимо включить возможность использования алгоритмов, позволяющих пройти автоматическую регистрацию декларации.

Автоматическая проверка до подачи декларации

Самое лучшее, что может произойти при взаимодействии таможенников и участников ВЭД – автоматический выпуск таможенной декларации. Все заинтересованы в развитии этого механизма и в совершенствовании алгоритмов таможенного контроля, приводящих к быстрым и качественным решениям. Законодательство предусматривает возможность подачи декларации до ввоза товара на таможенную территорию или до его доставки в место доставки. В этом случае для ускорения выпуска товаров и оптимизации затрат декларанта информация, подготовленная для декларирования, используется и для предварительного информирования, и для декларирования транзита.

Для последующего автоматического выпуска декларанту желательно иметь возможность отслеживания действия таможенников по контролю сведений, передаваемых в таможенные органы на указанных стадиях проведения таможенных операций. На практике после проверки предварительной декларации на мониторе декларанта отображается статус: «проверка ДТ завершена».

Участнику ВЭД надо оптимизировать затраты и свести к минимуму длительность таможенного контроля, сняв все ограничения по пользованию и распоряжению товаром как можно раньше. Поэтому из сведений, подготовленных для предварительной декларации, декларант создаёт уведомления для предварительного информирования, отправляет его на границу как уведомление о прибытии товара и ждёт быстрого выпуска товара.

После прибытия на таможенную территорию транспорта с товаром, декларируется таможенный транзит до ближайшего таможенного поста, и товар следует к нему с целью автоматического выпуска. Но как только декларант подтверждает прибытие товарной партии в место доставки, к нему начинают приходить новые запросы от таможенного органа.

Получая по предварительной декларации сообщение на монитор о завершении проверки, декларант должен иметь точную информацию о решении таможенного органа: товар будет автоматически выпущен при подтверждении заявленных сведений из таможенного орган в месте доставки или проверка продолжится, так как у таможенного органа уже есть основания запросить документы и сведения, не представленные при декларировании?

В практике работы с предварительными таможенными декларациями нет единства среди таможенных органов. Поэтому в разных ЦЭДах можно встретить иные способы держать участника ВЭД в неведении о проводимых с декларацией действиях.

Неопределённость этого порядка использования сведений из предварительной декларации не позволяет в полной мере осуществить автоматизацию применения форм таможенного контроля и мер, его обеспечивающих, до прибытия товаров в места доставки. 

Если прошли четыре часа

Необходима доработка программных средств таможенных органов с целью полного таможенного контроля предварительной декларации, предварительной информации, таможенного транзита для автоматического выпуска товара.

В случаях, когда автоматический выпуск товара не применён, срок выпуска составляет четыре часа — затем декларант должен получить от таможенного органа информационное сообщение о действиях с таможенной декларацией или товаром, чтобы иметь возможность, например, предоставить запрошенные документы незамедлительно и ожидать выпуска товаров в течение следующего рабочего дня. Для этого в программный продукт таможенных органов и декларанта необходимо внести изменения с целью автоматического отслеживания принятых решений после истечения четырёхчасового срока выпуска.

ФЗоТР установил право обращения в таможенный орган заинтересованного лица с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.

Электронный контроль документов и сведений, указанных в таможенной декларации, не предусматривает реализацию установленных законом прав. За несколько месяцев практики взаимодействия с ЦЭД обозначилась существенная проблема: отсутствие механизма прослеживания, который бы позволил участнику ВЭД понимать, что происходит с его электронными документами.

Сейчас взаимодействие реализовано таким образом, что инспектор, принимающий решение по декларации, не может информировать декларанта о действиях таможенного органа. Например, из нескольких товаров, указанных в декларации, дополнительная проверка проводится лишь по одному, но инспектор не может в это время принять решение о выпуске всех остальных товаров, по которым не возникают дополнительные вопросы. А если у должностного лица таможенного органа и имеется такая возможность, то она не реализуется, так как неподконтрольна декларанту.

Разрешить эту проблему можно, если внести изменение в технологию информационного обмена таможенного органа и декларанта (или его таможенного представителя) через программные средства таможенного декларирования, через Личный кабинет участника ВЭД, и/или через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) для иных заинтересованных лиц. Эти же изменения в технологию позволят разрешить и другие проблемные случаи взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД.

Классификация до выпуска

Рассмотрим, например, начатую до выпуска дополнительную проверку по классификации товаров. Срок проведения дополнительной проверки зависит от субъективного мнения о достаточности или недостаточности сведений для подтверждения заявленных в таможенной декларации данных. Информировать декларанта о принятом решении таможенный орган должен не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, если до выпуска товаров запрошенные документы и сведения не представлены в ЦЭД.

В этот срок, при необходимости уточнения сведений, таможня может повторно запросить декларанта о предоставлении документов или пояснений. Исполнить повторный запрос декларант должен в течение 10 дней — на это время срок принятия таможенным органом решения по дополнительной проверке приостанавливается .

При этом срок документальной проверки не может превышать срока временного хранения, то есть четырёх месяцев, если со сроком проверки связан срок выпуска товаров. Если товар уже выпущен, а дополнительная проверка продолжается после предоставления запрошенных документов и сведений уже после выпуска, то срок дополнительной проверки максимально может достигать ста календарных дней (срок предоставления всех запрошенных документов от 0 до 60 дней, 60 + 30 + 10 = до 100 дней). 

Таким образом, законодательство отводит таможенному органу для проверочных мероприятий большой промежуток времени. Но проверка может закончиться быстро, и декларанту необходимо знать, что происходит с предоставленными им документами и сведениями.

Технология информационного обмена не предполагает такого информирования, хотя в системе таможенных органов прохождение информации отслеживается, и простое отражение хода проверки позволит снять негативные последствия «закрытости» необходимой декларанту информации. Тем самым создаются потенциальные условия бесконтрольного затягивания сроков проверки.

Необходима персонификация

В таможенном законодательстве заложены нормы персонализации выносимых решений, например, в пункте 7 статьи 119 ТК ЕАЭС: «В случае если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в срок […] и выпуск товаров в соответствии […]  не может быть произведен […] срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих […]».

В то же время в информационной системе, применяемой при таможенном декларировании, все документы направляются за электронной подписью одного должностного лица — инспектора, проводящего проверку таможенной декларации. Необходимо персонифицировать и информационно сопровождать действия таможенного органа и его должностных лиц с таможенной декларацией, документами и сведениями, представленными декларантом.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: